Сергей Губанов

Вредное со всех сторон решение
07.02.2014 - 16:48

Думаю, мало кого оставила равнодушным трагедия в столичной школе, когда старшеклассник стал убийцей, судя по всему, только из-за того, что ему была поставлена четверка по географии. При этом столичные коллеги неизменно добавляли в эти дни: "Сам парень шел на золотую медаль". Это - очевидная ложь, которую я решил поправить в доступных мне подробностях - все школьные медали федеральная "корова" как языком слизнула. Это обстоятельство никак не меняет нашего сочувственного отношения ко всем участникам этой школьной драмы. Но сама по себе тема отмены медалей видится мне достойной осознания и обсуждения, без которого, увы, федеральные власти решили обойтись.

Школьные медали отменили тихой сапойПрипоминаю без особого труда – на самом излете школьного обучения я вроде и успевал совсем недурно, но с тремя четверками в аттестате на медаль немного не дотягивал. Потому с благоговением выслушивал об этом особом ритуале для избранных.

У них, разгрызших гранит науки в мелкий песок, выпускная линейка была особой – исключительно золотых да серебряных расцветок. И поздравляли их на каком-то невероятно красивом закрытом балу. И перспективы виделись для этих умников и умниц с куда более широким горизонтом.

Медалист мог поступать вообще куда захочет без каких либо экзаменов!

Прямо как сейчас, только нынче это касается вообще любого выпускника школы. Бери в котомку результаты ЕГЭ – и претендуй куда угодно, не зубря учебников.

Так зачем тогда, простите, нужны медали?

Видимо, из какой-то похожей логики исходили самые главные чиновники от образования, не удержавшие к концу года шила в мешке реформ: золотые и серебряные медали отменяют!

Я прорыскал весь интернет – никакой официальной информации в виде приказов не существует. Видимо, эта новость уготована как одна из первых в этом году. Но в школах эту весть обсудили со всех сторон. Общее резюме обсуждений в учительских: ничего хорошего в отмене медалей нет, одни только минусы. Лучшие ученики, которым равняться среди сверстников просто не на кого, лишатся действенной мотивации.

- Штурмовать самые высокие вершины им будет просто незачем, – признался мне на досуге один из лучших практикующих педагогов-математиков города: - Представьте себе, что экспедиция альпинистов, карабкаясь на Эверест, вдруг за 100 метров до вершины встала и, развернувшись, пошла на спуск. Примерно такая странная психология заложена в это вредное со всех сторон решение. При этом мы продолжаем натаскивать медалистов, занимаясь с ними особо – даже тесты они сдают как в прежние годы, отдельно от остальных учеников. Эти бессмысленные испытания отменить, в отличие от медалей, забыли. Налицо фирменная национальная непоследовательность!

- Да, медали действительно отменяют, и мы все этим расстроены, - подтвердила тревоги учителей на исходе декабря председатель комитета образования Татьяна Калинина: - Только никакой нормативной базы у нас пока нет. Потому к предметному разговору на эту тему мы пока еще не готовы.

Школьная медаль — знак отличия за успехи в учении, выдаваемый по завершении среднего (полного) общего образования в школах России (до 2013 года), и странах бывшего СССР. В СССР решение награждать школьников золотой медалью было утверждено постановлением Совнаркома СССР в 1944 году. Ранее "золотым медалистам" были предоставлены льготы при поступлении в высшее учебное заведение, но с 2009 г. они были отменены.

Школьные медали изготавливаются из медно-цинковых сплавов (латунь). Толщина золочения медали — 5 микрон, толщина серебрения — 6 микрон. Для серебрения и золочения используется золото 999,9 пробы и серебро 999,9 пробы. Золотая медаль содержит 0,31 г золота, серебряная — 0,21 г серебра. Каждую медаль укладывают в футляр особого цвета — золотые медали помещают в красные футляры, серебряные — в синие.

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и изданием Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. № 1074, медали "За особые успехи в учении" на федеральном уровне, начиная с 2014 года, вручаться не будут. Вместо этого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2013 г. N 989 г. установлены образцы аттестатов о среднем общем образовании с отличием, похожие на аттестаты обладателей золотых медалей.

Википедия.ру

Спустя несколько дней после того короткого разговора на сайте балаковского комитета образования все же появился труд с обтекаемым названием: "Предусматривается ли выдача золотых и серебряных медалей по окончании школы по действующему законодательству об образовании?". 

  

Представляет он собой лишь комментарий эксперта - Рожкова Артемия Игоревича, кандидата юридических наук, заместителя директора Института образования, директора Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ:

"Новый Федеральный закон "Об образовании" не предусматривает правового регулирования поощрений обучающихся за успехи в учебе путем их награждения золотой и серебряной медалями (медалями "За особые успехи в учении").

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти относятся установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования (п. 11 ч. 1 ст. 6), но не обучающимся и выпускникам".

Конец цитаты, подхваченной уже комитетом:

"Дополнительно к настоящим разъяснениям Комитет образования сообщает, что в соответствии с действующим законодательством каждая образовательная организация имеет право установления соответствующими локальными нормативными актами поощрения  обучающихся в виде их награждения медалью образовательной организации за успехи в учении.

С другой стороны вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2013 г. № 989 "Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним" в соответствии с которым утвержден образец аттестата о среднем общем образовании с отличием. На него могут рассчитывать выпускники, "имеющие итоговые отметки "отлично" по всем предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования". К настоящему времени других нормативных документов, регламентирующих поощрение выпускников за особые успехи в учении, нет".

В 2003 г. министр образования РФ Владимир Филиппов предлагал делать золотые и серебряные медали для выпускников настенными. По словам Филиппова, "это делается во всем мире, чтобы эти медали не пылились в ящиках, а висели как регалии на стене". По статистике последних лет, на Сахалине получить золотую медаль мог каждый 596-й школьник, в Московской области — каждый 253-й, в Саратовской — каждый 158-й, в Ростовской — каждый 55-й, в Республике Ингушетии — каждый 39-й, в Краснодарском крае — каждый 38-й, в Ставропольском крае — каждый 29-й, в Республике Кабардино-Балкария — каждый 18-й. Кавказские ребята, получается, самые умные, или тут что-то не так?

До 1917 года присуждение золотой медали было делом политическим: тому подтверждение – такой факт: в 1887 году директор симбирской гимназии Ф. Керенский (отец будущего главы российского Временного правительства) отдал распоряжение выдать золотую медаль выпускнику Владимиру Ульянову (родному брату террориста-народовольца, повешенного за покушение на императора Александра III). Это событие вызвало самые живые пересуды в российском обществе.

Википедия.ру.

Ситуация выглядит более-менее понятной. Никто не смеет оспаривать, что соревновательный принцип - это дело крайне благое (не зря же лучших спортсменов награждают именно медалями). При этом знаки отличий для педагогов сохраняют, а вот учеников лишают – теперь школы будут меряться успехами в виде заслуг учителей, а не учеников - ну не парадокс ли?

Федералы, сбросив со своих нежных плеч еще одну заботу, намекают, что было бы неплохо ввести медали региональные, муниципальные, микрорайонные, а, быть может, и дворовые.

Мы через нечто похожее уже проходили  - помните, при Аяцкове губернские знаки отличия раздавали то налево, то направо? Только вот кто об этих знаках помнит? А вот ордена и медали СССР до сей поры в чести и крепко сидят в памяти сидят. Потому что они были общими для всех нас. Равно как лучшим поощрением для ученика было награждение его медалью. Настоящей, заслуженной, выстраданной.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов