Владимир Фадеев

Депутатские реформы
25.02.2014 - 15:01

"Политическая система вышла на новый этап развития, она сформировалась и приобрела определенные контуры"

 Первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин.

По мнению Вячеслава Володина, одним из последних штрихов к новой политической конструкции станет законодательное установление процентного соотношения между одномандатниками и списочниками на региональных выборах.

Законопроект, одобренный Госдумой, предполагает, что регионы сами смогут регулировать это соотношение и увеличивать число одномандатников до 75%. В федеральных городах — Москве и Санкт-Петербурге — возможно выдвижение до 100% кандидатов по одномандатным округам.

 Вячеслав Володин считает оптимальным соотношением  50% на 50% — смешанная избирательная система. "Тогда может в территориях развиваться и партийная система, но, с другой стороны, это усилит и роль личности",— сказал он.

По его словам, конструкция предполагает также усиление роли личности, к чему должны привести выборы по одномандатным округам.

Считаю, что это решение очень своевременное и позволит проходить в думы большему числу профессиональных политиков. И, как следствие, возрастёт эффективность работы парламентов.

Сегодня в региональных парламентах стало много учителей, врачей и людей с прочими профессиями. Все эти люди далеки от политики, к власти не имеют никакого отношения.

Основная задача депутата - это законотворчество.

Нахожу существующее положение вещей нелогичным, неконструктивным, непоследовательным. Наверно, сегодня так думают многие, не только я.

О непрофессионализме некоторых  представителей депутатского корпуса, а так же о бездеятельности говорится давно и много. Проблема действительно существует, хотя и не в таких масштабах,  о которых пишут журналисты и говорят эксперты.

Однако решить ее по состоянию законодательной базы на сегодняшний день нельзя. Закон об отзыве депутата так и не принят.

Вот и сидят многие народные избранники в Думе, ни чем себя не обязывая и не отягощая себя депутатской деятельностью. Прогуливают заседания, не выступают, не проявляют никакой активности в разработке законов и т.д. и т.п. Вся "работа" заключается в том, чтобы голосовать, зачастую механически - иногда даже не вникая в суть вопроса.

Лично у меня складывается ощущение, что вся думская работа держится на немногих толковых депутатах. Остальные проходят в Думы либо чтобы решать проблемы бизнеса, либо чтобы "попиариться" в СМИ, либо чтобы веселить народ "странными" законами.

Закон об отзыве всё никак не принимается, а держать в Думах случайных людей, от которых нет никакого практического толка, бессмысленно и непродуктивно. На сегодняшний день, после выбора депутатов у граждан отсутствует возможность выразить недоверие депутату в случае, если тот действует вопреки собственным обещаниям или же против воли избравших его граждан.

 Многие граждане реально видят, что большинство депутатов работают очень плохо, просто ничего не делают. Часть из них не знают, что и как делать в плане законотворчества, многие просто не хотят, а иные пришли только получить звание и неприкосновенность депутата. Народные избранники, получив мандат, не чувствуют никакой ответственности и потому пренебрегают своими обязанностями.

Я за введение долгожданного механизма отзыва депутатов, перспектива попасть под процедуру отзыва, будет хорошим стимулом для более эффективной работы народных избранников и избавит Думы от случайных людей.

Так же хорошим вариантом была бы ежегодная аттестация депутатского корпуса, перспектива лишиться депутатских полномочий вследствие аттестации заставит народных избранников более ответственно относиться к своей работе. Механизм можно разработать в кратчайшие сроки, создать комиссию по определению КПД каждого депутата.

По моему мнению, региональные парламенты должны состоять из профессиональных политиков, а не из учителей и бизнесменов. Там необходимы: юристы, экономисты, политики, а учителя пусть учат детей, врачи лечат, а бизнесмены занимаются бизнесом. В местные парламенты должны приходить профессионалы, а не люди, которые хотят подстраховаться за счет депутатского мандата.

Сегодня наши Думы потому и работают не эффективно, что формируется не из политиков, а из представителей партийных, профессиональных, социальных и других лобби.

Огромной проблемой также является доверие народа к депутатам всех уровней.

Избиратели хотят, чтобы народные представители были ближе к народу, работали более эффективно, но по большей части не имеют представления о своих депутатах.

Большинство избирателей не знают даже фамилий депутатов, представляющих их интересы в парламентах. Региональные парламенты для избирателей по-прежнему остаются параллельной реальностью.

Люди хотят знать, как их представитель борется за целевое расходование бюджетных средств на нужды их избирательного округа. Эту задачу жители считают самой важной для депутата, ставя ее зачастую выше, чем принятие законов.

Почему народные избранники не отчитываются перед избирателями?

Депутаты не отчитываются перед своими избирателями о проделанной работе, не проводят отчетных встреч, не публикуют соответствующие материалы в местных СМИ.

Мы их избрали, наделили полномочиями и иммунитетом, делегировали во власть.

Но что мы знаем об их деятельности в отношении тех программ, которые кандидаты громогласно озвучивали во время выборов?

Что мы знаем о том, что они сделали положительного для всех нас и каждого в отдельности?

Какую пользу принес обществу каждый из депутатов?

При желании возросшее народное недовольство депутатами всех уровней можно было бы по привычке списать на "происки злых сил, мутящих воду", но в росте того самого недовольства виноваты, прежде всего, сами депутаты. Дыма без огня не бывает.

Слишком далеки от народа стали наши избранники, слишком заняты своими проблемами (многие – бизнесом), а народ это видит.

Чего ж удивляться, что такая деятельность депутатов вызывает недовольство граждан, подвергает сомнению руководящую роль партии власти а, как следствие, при нынешней избирательной системе, где большинство депутатов избираются по партийным спискам, растущее недоверие.

Ps:  Буквально во время написания блога Президент РФ ввел смешанную мажоритарно-пропорциональную систему выборов в Госдуму, когда половина депутатов (225 человек) избирается по партийным спискам, а другая половина — по одномандатным округам. Соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации в понедельник.

Сейчас в России действует пропорциональная система выборов, которая допускает к участию в них только партии. Теперь пропорциональная система, при которой в выборах участвуют только партии, изменяется на смешанную систему, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, а половина — по одномандатным округам.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов