Владимир Фадеев

Долгожданная реформа
14.03.2014 - 11:54

Долгожданная реформа МСУ сдвинулась с места, в СМИ появились новости, что рабочая группа по реформированию местного самоуправления (МСУ), созданная по поручению президента Владимира Путина, завершила свою работу и внесла в Государственную думу поправки к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Законопроект, внесенный в Госдуму, отменяет прямые выборы глав крупных городов с районным делением - они будут назначаться из состава депутатов и возглавлять городские думы, а за хозяйство будут отвечать сити-менеджеры. При этом парламент такого городского округа будет формироваться из депутатов, делегированных районами.

И у граждан, наконец, то появится возможность убирать с постов неугодных избранников народа, чему я уже посвящал один из своих предыдущих блогов. Кроме того, теперь упростится процедура отзыва глав муниципальных образований и муниципальных депутатов.

В прошлом году президент РФ  Владимир Путин заявил о необходимости усиления местного самоуправления и напомнил о положительных результатах земской реформы 150-летней давности, юбилей которой приходится на 2014г.

Справка: Земская реформа — положение 1864 года о губернских и уездных земских (самоуправленческих) учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.

Откровенно говоря, целью данного блога был именно поиск ответа на вопрос - нужна ли должность МЭРа вообще?

 Но он никак не связан с личностью главы Саратова Олега Васильевича Грищенко.

Я считаю, что за всю новейшую историю Саратова, у нас не было более ответственного МЭРа, его работа заслуживает высокой оценки, конечно, есть определённые недостатки, но в основном они связаны с полномочиями которых ему явно не хватает. А в остальном это  профессионал с большой буквы, который, по мнению даже самых яростных его критиков уже "перерос" свою должность.

Справка: МЭР (фр. maire, англ. mayor от лат, major - больший, старший) высшее должностное лицо городского (иногда также районного, общинного) местного самоуправления в США, Великобритании, Франции и ряде других государств. Обычно М. избирается самим представительным органом местного самоуправления (муниципалитетом), иногда - непосредственно населением, в некоторых странах он назначается или утверждается в должности центральным правительством. Так, в Бельгии и Голландии М. (бургомистр) назначается главой государства по предложению соответствующего муниципального совета. М. представляет совет, председательствует на его заседаниях. Во Франции, Италии, Японии он, являясь также низовым звеном исполнительной вертикали, возглавляет муниципальную администрацию, выступая, таким образом, в двойном качестве: как представитель местного самоуправления и как представитель правительства. М. отвечает за подготовку и исполнение муниципального бюджета, назначает на многие муниципальные должности, направляет работу аппарата. Некоторые свои полномочия, например, по регистрации актов гражданского состояния, М. осуществляет как представитель центральной власти. В Великобритании и в части городов США М. выполняют в основном представительские и председательские функции; важнейшую роль в муниципальном исполнительном аппарате этих стран играют клерки муниципальных советов (Великобритания) и муниципальные управляющие (США). Однако в большинстве крупных городов США функционирует система "сильный М. - совет". Избираемый непосредственно населением М. единолично назначает и увольняет муниципальных чиновников, имеет право отлагательного вето на решения совета, которое чаще всего может быть преодолено лишь квалифицированным большинством голосов членов последнего, отвечает за составление и исполнение местного бюджета, решает многие вопросы текущего управления. При "сильном" М., как правило, функционирует штат профессиональных помощников, возглавляемых в некоторых городах главным администратором. В РФ должности М. введены в период с 1991 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Пскове, Саратове, Томске и некоторых других городах. В 1996 г. должность М. Санкт-Петербурга была переименована в губернаторскую. М. являются главами городского самоуправления.

В обществе существуют мнения, что сегодня должность мэра не очень то и нужна. Даже предлагается переименовать существующую должность Глава города в председателя городской думы и определить ему соответствующие полномочия.

Потому что, само по себе создание для одного из депутатов особого статуса Главы города создает преимущества этому депутату и жителям его округа над другими депутатами и жителями, снижает ответственность остальных депутатов, порождает конфликт Главы города и Главы администрации, в конечном итоге дезориентирует население и размывает ответственность перед ним.

Возникает вопрос, чем же конкретно должен заниматься мэр в нашем городе, каковы его функции, в общем?

На самом деле, независимо от разных мнений у мэра есть вполне четкий круг полномочий и должностных обязанностей. Даже в кратком изложении круг мэрских обязанностей довольно широк и предусматривает в основном выполнение им представительских функций.

Я взял перечень полномочий  МЭРа с сайта Саратовской городской Думы.

Глава города имеет следующие полномочия:

1) представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города и городской Думы;

2) подписывает и обнародует решения, принятые городской Думой;

3) предлагает изменения и дополнения в Устав города;

4) принимает (издает) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;

5) созывает и ведёт заседания городской Думы;

6)  организует выполнение решений городской Думы в рамках своих полномочий;

7) заключает с главой администрации города контракт на основании решения городской Думы по результатам конкурса на замещение указанной должности;

8) обеспечивает подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение заседаний городской Думы;

9) обеспечивает доведение до сведения депутатов, должностных лиц и граждан место и время проведения заседания городской Думы, внесенные на рассмотрение вопросы;

10) координирует деятельность постоянных и иных комиссий, контрольно-счетной палаты, содействует материально-техническому и организационному обеспечению их работы;

11) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий; организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает и решает в пределах своей компетенции вопросы их работы;

12) заключает договоры, выдает доверенности, совершает иные действия;

13) организует в городской Думе личный прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;

14) осуществляет общее руководство аппаратом городской Думы;

15) осуществляет руководство секретариатом главы города;

16) подписывает от имени городской Думы исковые заявления, направляемые в суд, а также другие документы, связанные с рассмотрением дел;

17) подписывает финансовые документы, несет ответственность по средствам, расходуемым на содержание и организацию работы городской.

Исходя из этого перечня видно, что данная должность действительно имеет в основном представительские функции, и что самое главное, МЭР практически ни за что не отвечает.

По моему мнению, местное самоуправление представляет собой систему, работа которой не останавливается даже при временном отсутствии городского главы.

Поэтому сегодня МЭР, в основном фигура политическая, и нужен по большому счёту лишь только для того, чтобы можно было задавать кому-то конкретному неудобные вопросы и требовать на них внятного ответа и персонального отчета.

Кроме того, я считаю, что  для усиления вертикали власти, улучшения жизненного уровня населения необходимо укрупнить районы и объединить административные единицы. Финансировать размножающиеся там администрации и муниципальные органы нецелесообразно: уже сейчас их функции во многом дублируются.

Следует так же ликвидировать пережиток прошлого, который является главным детищем МЭРов, а по мнению (ФАС), явным коррупционным элементом, это МУПы.

Ещё в 2009 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагала ликвидировать все государственные и муниципальные унитарные предприятия, не относящиеся к стратегическим отраслям. По мнению (ФАС), они мешают развитию конкуренции и используются для вывода бюджетных средств Деятельность ФГУПов и МУПов — одна из самых острых проблем, мешающих развитию конкуренции, говорится в докладе "О состоянии конкуренции", размещенном на сайте ФАС. Они нередко совмещают контрольно-надзорные функции, функции по управлению имуществом и оказанию платных услуг населению, получая преференции в виде бюджетных средств, указывает служба. Часто эти деньги выводятся из-под контроля государства, что способствует росту коррупции, заключает ФАС. Для повышения конкуренции ФАС предлагает приватизировать все ФГУПы и МУПы, за исключением созданных в стратегически. Она описывает основные способы увода государственных средств через бюджетные учреждения в докладе, опубликованном на официальном сайте www.fas.gov.ru. Например, с помощью непрозрачных процедур ГУПы и МУПы передают в аренду землю и строят на ней коммерческие объекты, а потом дают сами себе преимущественное право выкупа этой земли, отмечает ФАС. Объекты недвижимости можно украсть, внеся их в уставный капитал созданной ГУПом или МУПом компании, а потом продать компанию вместе с недвижимостью. При этом из-за несовершенства законодательства правительство даже не вправе вернуть себе незаконно отчужденное имущество. ФАС предлагает ликвидировать ГУПы и МУПы (за исключением, созданных в стратегически важных отраслях), а все имущество передать в госсобственность с последующей приватизацией. В.В.Путин сказал, что в стране неоправданно много бюджетных учреждений, и велел ликвидировать лишние. Разоблачительный доклад ФАС предоставляет для этого веские основания. С точки зрения бюджета ликвидация ГУПов и МУПов была бы крайне полезна: помимо того что казне не придется тратить деньги на содержание де-факто коммерческих организаций, серьезные дополнительные доходы может принести их грамотная приватизация. Не говоря уже об экономии, которая возникнет благодаря пресечению разворовывания земли и имущества. Но ликвидаторы столкнутся с мощным противостоянием: руководители и сотрудники государственных организаций — это лоббистская группа, по численности и сплоченности превосходящая любую политическую партию России.

Идея о новой реформе местного самоуправления и перераспределения полномочий была озвучена на встрече Владимира Путина с участниками конференции ОНФ. "Фронтовики" предлагали дать местному самоуправлению ровно столько полномочий, "сколько означает местное самоуправление", поскольку "ряд наших чиновников "заигрались" в политику, забывая, наверное,  что прямая задача выбранных людей - исполнять полномочия, ремонтировать дороги, убирать их, когда снег, и тому подобные вещи".

 Радикальная реформа законодательства о местном самоуправлении уже на "пороге", и в случае ее реализации главы муниципальных районов и городов-миллионников будут переподчинены губернаторам, а уровень государственной власти опустится соответственно до уровня городов и районов областей. Реальную власть планируется передать на уровень поселков, малых городов и внутригородских районов крупных городов с тем, чтобы районные и городские власти занялись выполнением государственных задач в области здравоохранения, образования и т. д.

В итоге делая выводы из предоставленных выше материалов, напрашивается ответ, что должность МЭРа как таковая, городу сегодня не нужна. И та реформа, которую мы ждём,  очень необходима обществу, хотя, есть люди, которые считают, что она ещё очень несовершенна и требует детальной проработки. С чем я лично абсолютно  согласен, доработка и обсуждения необходимы по всем пунктам реформы особенно в экономической её части.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов