Владимир Фадеев

Плачевное состояние речного транспорта Саратова
01.04.2014 - 11:10

Сейчас

Сегодня в Саратовской области ситуация с речным транспортом сложилась катастрофическая. 2013 год был отмечен в истории судоходства Саратовской области двумя позорными фактами.

Во-первых, тем, что областная власть не смогла сохранить даже те речные маршруты, которые остались от пассажирского сообщения прежних лет.

Во-вторых, причальная стенка саратовской Набережной в 2013 году оказалась в таком состоянии, что корабли больше не могут к ней пришвартоваться. Теперь прибывающих на круизных теплоходах туристов доставляют на другом судне до дебаркадера, который в конце весны специально соорудили рядом с плавучим рестораном.

 1 мая 2013 года в день начала навигации в Саратов прибыл круизный теплоход "Александр Невский". Тогда наблюдателей удивило то, что лайнер не стал пришвартовываться у причальной стенки на Набережной Космонавтов. Он встал на рейд посередине русла Волги, а на берег пассажиров перевозили с помощью теплохода "Волга-1". Василий Разделкин уточнил, что в настоящий момент существуют сложности с эксплуатацией причальной стенки. Долгое время она находилась в федеральной собственности и не обслуживалась должным образом. Финансирование проведения ремонтных и восстановительных работ балансосодержателем не осуществлялась, поэтому было принято решение о передаче данного гидротехнического сооружения на местный уровень.

Состояние причальной стенки, до которого ее довели власть вместе с бизнесом, и круизные корабли, стоящие на якоре посреди Волги, это общий позор.

Например, в областном комитете транспорта постоянно происходят сложности с проведением конкурсов на определение оператора для речных перевозок. Так, в течение всего апреля 2013 года правительство не могло объявить аукцион на перевозки в 2013 году.

Позже господин Разделкин объявил, что пассажирские направления открылись с 3 мая. Граждан обслуживал теплоход "Москва", принадлежащий ООО "Пассажирское речное управление", курсировавший по маршруту "Саратов — Шумейка". Однако посадка и высадка пассажиров с транзитных судов осуществлялась после доставки их к дебаркадеру на другом корабле.

 Причальная стенка саратовского порта не использовалась, поскольку она была признана разрушенной на 95 %.

По моему мнению, причина в "профессионализме" наших чиновников транспортной структуры.

История

 В 19 веке Саратову для развития необходим был водный транспорт, так как железные дороги и гужевой транспорт не могли обеспечить всех потребностей города, как торгово-промышленного центра. Основные этапы развития судоходства на Волге и в Саратовской губернии хорошо прослеживаются по материалам публикаций в периодических изданиях.

В них сохранился дух того времени, атмосфера взаимоотношений в обществе.

" Число судов собирается в Саратовскую пристань от 150 до 200, тогда берег Волги на протяжении 4 вёрст, представляет лес мачт. Из Саратовской пристани отправляется хлеба разного рода до 7,5 миллионов пудов (120 тыс. тонн), приходит соли до 2,5 миллионов пудов (40 тыс. тонн), рыбы 1.5 миллиона пудов (24 тыс. тонн). К Саратовской пристани с грузом и без оных приходят суда разной конструкции, как то сплавные барки, полубарки, росшивы, мокшаны, сурички, тихвинки и другие названия средним числом можно положить до 1000 судов"

Саратовские губернские ведомости №45 4.11.1844г

Было в Саратове и свое пароходное общество, которое называлось "Купеческое пароходство". Оно было основано в 1886 году купцами второй гильдии братьями Польскими Василием и Иваном и предпринимателем И.И Прянишниковым. В 1898 г. у братьев Польских дело было приобретено купцом первой гильдии Павлом Михайловичем Репиным, затем к нему присоединился купец второй гильдии Дашковский Алексей Иванович. Репин П.М. стал директором распорядителем. Главная контора пароходства находилась на ул. Б. Сергиевской (ныне Чернышевского 191). С февраля 1907 года учреждается полное товарищество под названием "Купеческое пароходство" по р. Волге, членами которого кроме указанных купцов были и другие граждане: купеческого, дворянского, мещанского, крестьянского и других сословий города. Всего 12 человек. Пароходство открыло регулярное сообщение между Балаково и Ровное. В дальнейшем его пароходы стали ходить по всей Волге и даже по Каме.

В начале 20 века оно имело 52 парохода и 75 дебаркадеров и стало к тому времени самым большим на Волге и Каме. Позже свои пароходства организовали: "Торговый дом П.Е. Бурлакова с сыном и К 0 ", торговые дома купцов мукомолов "Братья Шмидт", "Кондратий Рейнеке и сыновья", "Э.И. Борель". Ряд Саратовских купцов владели 1-2 пароходами в основном буксирами, которые возили только их грузы. Были владельцами судов и зажиточные крестьяне: И.А. Ржехин - "Кунгур", Ф.И. Крахмалёв- "Иван Грозный", А.И. Мещеряков- "Юг", Д.П.Вдовин-"Пионер". Была в Саратове и флотилия Рязано-Уральской железной дороги, которая обслуживала собственные интересы. В её составе были паромные переправы для перевозки железнодорожных вагонов в районе нынешнего железнодорожного моста и вспомогательный флот, включая первый ледокол в Саратове.

 Даже в тяжёлые  годы ВОВ производилась реконструкция причалов в Саратове.

Больших успехов в своей работе порт добился в 1980 году, за пятилетку было перевезено - 28,6 млн. тонн груза, переработан своими механизмами 61 млн. тонн народно-хозяйственных грузов, перевезено - 13,5 млн. пассажиров.

 С 1991 года в связи с кризисными явлениями в экономической жизни России сокращаются объёмы перевозки. Практически весь местный скоростной флот, выполнявший перевозки по городам области, был продан.

 Из более чем 10-ти маршрутов и 20-ти судов класса СПК ("Метеоры", "Ракеты" и "Комета") ни осталось, ни одного.

Как у них

 Речному транспорту в Европе, например, уделяют гораздо больше внимания. Там на его долю приходится в среднем 11%, но на европейском северо-западе, страны которого связаны с крупными морскими портами, место речного судоходства гораздо важнее и может достигать доли в 20% и более в общем объеме грузовых перевозок. Например, в Германии в структуре транспортных перевозок речные занимают 22%, в Голландии — 43%. Сектор речных перевозок в Европе традиционно характеризуется большим количеством частных операторов рынка. Перевозки осуществляются мелкими и средними судоходными компаниями, чья деятельность быстро адаптируется к условиям развития рынка.

Например, в Бельгии весь речной флот частный, причем 88% компаний владеют одним судном. С 2006 г. В Европе внедряется программа развития речных перевозок, реализация которой рассчитана до 2015 г. Они считают что, с флотом, насчитывающим 11 тыс. судов, что эквивалентно 10 тыс. железнодорожных составов или 440 тыс. грузовиков, речные пути делают транспорт в Европе более эффективным, надежным и экологичным.

В отличие от руководства Саратовской области в Татарстане, например, отношение и желание возродить речные перевозки гораздо сильнее, то ли из-за большего профессионализма чиновников, то ли по экономическим соображениям.

В Татарстане собираются реанимировать скоростные речные перевозки. Уже ближайшим летом 2014 года, из Казани могут запустить "метеоры" в Ульяновск, Тольятти, Новочебоксарск, Самару и Нижний Новгород.

 Вернуть речфлоту былое величие решил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. Сафин считает, что с обновлением пассажирского флота при условии господдержки проблем не возникнет.

По мнению Ленара Сафина, федеральные власти могли бы субсидировать межрегиональные речные перевозки по аналогии с воздушными. Так же, он считает целесообразным разработать на федеральном уровне программу возрождения региональных перевозок на речном транспорте в Приволжском федеральном округе с субсидированием рейсов.

 По его словам, в рамках программы необходимо уделить внимание модернизации инфраструктуры речного флота, разработать механизм господдержки приобретения судоходными компаниями новых судов. Российские судостроительные компании, в том числе Зеленодольский завод им. Горького в состоянии вывести на рынок пассажирские суда нового поколения, - уверен татарстанский министр. - Есть интересные модели, которые работают на газомоторном топливе, что существенно снижает затраты на горючее.

 Например, в 2012 году два быстроходных судна проекта А-145 у зеленодольского завода закупило правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, и они успешно эксплуатируются на Оби и Иртыше.

Возникает вопрос, почему, там хотят и делают что-то, а у нас в Саратовской области, я даже не слышал намёков на возрождение речных перевозок, не говоря уже о внятных программах.

Что делать

Российские эксперты прогнозируют рост интереса инвесторов к сектору речных перевозок по нескольким причинам. Во-первых, этот вид транспорта всегда будет оставаться самым выгодным. В нормально функционирующей рыночной экономике ставки на перевозку грузов по реке минимум на 15-20% ниже, чем железнодорожный тариф.

Во-вторых, речной транспорт выигрывает у своих главных конкурентов (железнодорожного и автомобильного): единоразово на речном судне можно перевезти гораздо более крупную партию груза, чем железнодорожным составом или тем более большегрузным автомобилем.

Во всем мире благодаря перечисленным характеристикам речной транспорт востребован и быстро развивается. В Китае на 1 км пути приходится около 10 тыс. тонн перевозимого груза, в США – примерно 12 тыс. тонн, а в Германии – более 30 тыс. тонн. Разработка и реализация четко продуманной кадровой политики имеет для речного транспорта первостепенное значение.

Без решения этого вопроса речной транспорт развиваться не сможет. Нужны новая государственная политика в области речного транспорта, принципиально новая система управления речным транспортом, экономически оправданная и эффективная структура.

По этому поводу высказался и премьер министр Дмитрий Медведев на заседании правительства. Он напомнил, что кабмин по итогам заседания должен принять подготовленную Минтрансом стратегию развития водного транспорта до 2030 года, которой предусмотрено развитие этого вида перевозок. Глава правительства также отметил, что в таких промышленно развитых странах, как Франция и Германия, до 10% грузов перевозится речным транспортом, несмотря на хорошо развитую автодорожную сеть. "В современных условиях, когда четверть дорог федерального значения систематически перегружена, железнодорожный транспорт работает с максимальной загрузкой — протяженность узких мест выросла на 20%, необходимо рационально использовать наши естественные коммуникационные возможности, а именно внутренний водный транспорт", — подчеркнул глава правительства.

Речной транспорт, являющийся во многих городах мира самым экономичным, самым экологичным и самым безопасным видом транспорта, должен стать таким и в Саратовской области.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов