Владимир Фадеев

Строительство дорог как национальная идея
08.04.2014 - 10:25

 "Совершенно очевидно, что плохое состояние дорог является объективным ограничителем роста экономики России, отражается негативным образом на безопасности, экологии" В.В.Путин

 Всем нам известно высказывание о том, что в России две беды – дураки и дороги.

Но так ли это? Дороги ведь не появляются сами по себе? История первого строительства дорог в России длится не одно столетие. Кто-то ведь их строит?

 Так не сами ли дураки этим и занимаются?

Снег сходит вместе с асфальтом. Снег тает и превращается в невнятное месиво из воды, земли и асфальта. Пройдет еще немного времени и вся эта каша под ногами высохнет, оставив после себя традиционные для нашей реальности дыры на дорогах.

А дальше все по накатанной: обещания исправить ситуацию и недовольные работники ЖКХ, накладывающие очередные "латки" на последствия прихода весны. Так в чем проблема?

19 февраля 2013 года на заседании коллегии комитета дорожного хозяйства Саратовской области председатель комитета Николай Чуриков озвучил основные причины плохого состояния саратовских дорог. В список негативных факторов вошли изношенность основных фондов, отсутствие высокотехнологичного оборудования, высокая стоимость кредитных ресурсов, низкая средняя зарплата сотрудников автодорожных предприятий. Причем, судя по словам чиновника, быстрого разрешения ситуации ждать не приходится, поскольку скорость разрушения дорог значительно превышает темпы финансирования отрасли.

Саратовским дорогам был вынесен неутешительный "диагноз" - состояние сети в области достигло критического уровня. "Недоремонт дорог, за последние 6 лет - 86% от общей протяженности.

 Проблема носит не отраслевой, а социально-экономический характер", - рассказал Чуриков.

 Значение развития автомобильных дорог в России трудно переоценить. Сейчас это проблема имеет особое значение в жизни страны. Согласно статистике, около 40% сел не имеют связи с сетью дорог общего пользования.

 И если положение в ближайшее время не изменится, качество жизни значительного числа россиян никак не улучшится, другие нацпроекты не смогут реализовываться физически. Отсутствие нормальных дорог также отрицательно сказывается и на экономическом развитии в районах Саратовской области.

Необходимо в экстренном порядке к национальным проектам присоединить и профинансировать ещё один "Автомобильные дороги России". Учитывая важную роль и влияние технического состояния автомобильных дорог на реализацию нацпроектов, считаю необходимым откорректировать подпрограмму "Автомобильные дороги" до уровня, нацпроекта, предусмотреть в законодательном порядке гарантированные источники финансирования строительства и содержания региональных и сельских дорог.

Строительство автомобильных дорог это ключ к ускоренному развитию инфраструктуры. Дорожное хозяйство в России весьма большое и неэффективное. Иначе как понять то, что главная беда России — бездорожье — не пользуется в правительстве должным вниманием. Почему у нас до сих пор нет национального проекта "Дороги России"?

В нашей стране Отдельные программы на какой-либо срок не спасут положение. Нужен полноценный национальный проект "Дороги России", выполнение которого постоянно и строго контролировалось бы при адекватном финансировании со стороны государства при широком участии частных компаний.

 В истории известны, по крайней мере, две страны, которым дороги помогли достичь желаемого результата. Речь идет о США и Германии. Строительство хайвеев помогло США выпутаться из Великой депрессии. Президент Рузвельт тогда, победив на выборах в 1932 году и борясь с безработицей, с 1933 года решил проводить свой "Новый курс", опираясь на дорожное строительство.

В кратчайший срок появилось множество компаний и консорциумов, занятых дорожным строительством. Это обеспечило новые рабочие места, были организованы общественные работы. Только в общественных работах удалось занять около 4 млн. человек.

По моему мнению опыт США заслуживает внимания.

В России повсеместно тратят деньги на дороги с асфальтовым покрытием, срок службы которого составляет на наших дорогах лишь 5-6 лет; "ямочные" ремонты уже всем надоели. Еще древние римляне почти 2000 лет назад строили прекрасные имперские дороги c жестким покрытием, суммарная их протяженность уже тогда достигала более 320 тысяч километров. Их строили фундаментально, на жестком многослойном основании постоянно заботясь об эффективности водоотвода. По моему мнению, именно руководство должно формировать объективный взгляд на то, что делается в российском государстве с автодорогами.

Вот, например опыт Китая очень поучителен. В Китае целью национального плана развития сети скоростных дорог, утвержденного ещё в 2005 году, являлась система скоростных дорог, соединяющих все столицы провинций и автономных районов с Пекином и между собой, а также крупные города и уезды, общей протяженностью около 85000 км, включая семь скоростных автомагистралей, начинающихся в Пекине. К концу 2010 года общая протяженность автомобильных дорог, открытых для движения, составила 3984 тыс. км, в том числе 74 тыс. км скоростных автомагистралей, построенных по передовым стандартам, тем самым по протяжённости сеть заняла второе место в мире. Плотность автодорог достигла 19,5 км/100 км² (2005). Согласно "Программе развития транспорта на 12-ю пятилетку (2011-2015 гг.)" к 2015 году в Китае будет сформирована сеть длиной 108 тыс. км, которой будут соединены более 90 процентов городов с населением свыше 200 тыс. человек. Вот такими темпами строят дороги в Китае.

 В России протяженность автодорог общего пользования примерно 610 тыс. км; в США — 6200 тыс. км; в Китае — 1900 тыс. км. Среди российских автодорог преобладают дороги с асфальтобетонным покрытием (то есть мягким) и лишь 1,3% имеют цементобетонное жесткое покрытие. По мнению различных специалистов, для нормального развития экономики в России уже сейчас нужно иметь как минимум 1500 тыс. км дорог. При таких темпах прироста длины дорог, как сейчас, на это понадобится не менее 100 лет.

На местном уровне, в Саратовской области, я ознакомился с интересным интервью о дорогах. У Александра Михайловича Стелюхина,  которое,  он дал,  ещё в 2011 году газете "Новые времена в Саратове"

Просто создалось впечатление, что в Саратовской области, что делать с дорогами, знает только один человек, да и то, он сейчас уже не у власти. Это интервью, фрагменты которого я хочу привести, актуально и сейчас, только в новом руководстве области за два года, что- то серьезного о дорогах я, к сожалению не услышал.

Александр Михайлович сказал следующее:

"Начнем с того, что дорожно-транспортная сеть Саратовской области – это 29 тысяч километров дорог. Из них 720 километров – это федеральные трассы, почти 10 тысяч – региональные дороги, остальные – в рамках муниципальных образований. Конечно, тех средств, которые выделяются сегодня, недостаточно. Особенно на нашу региональную опорную сеть.

 - Опробованы новые технологии с применением наноструктурированных углеродных материалов. Вместе с Всесоюзным институтом авиационных технологий достигнуты серьезные результаты. Сокращается стоимость работ и сроки их проведения. Этот метод мы будем тиражировать. Также как ЩМА - щебенно-мастичный асфальтобетон, применяемый в капитальном ремонте. Четыре сантиметра такого бетона заменяют пять сантиметров обычного, при этом он в два раза прочнее. Данные технологии уже отработаны на нашем предприятии "Автогрейд", пробные участки нового покрытия уже заложены.

 На сельских дорогах также применяются новые методы, в частности, проводятся работы для стабилизации грунта с применением цемента и других компонентов.

 - Надеюсь, что принимаемые меры позволят через три-четыре года привести дороги области в нормативное состояние"

Особую тревогу вызывает сегодняшнее состояние сельских дорог в Саратовской области, да и в России в целом.  Без дорог сёла просто вымрут, дороги должны доходить до каждого сельского дома, только в этом случае можно говорить о развитии всей экономики страны.

 Население пришедших в упадок, поселков и деревень массово деградирует, наполняя собой мегаполисы и крупные города, которые и без того переполнены.

 Как сообщает "Интерфакс", согласно заявлению заместителя министра регионального развития РФ Сергея Юрпалова (от 9 июня 2010 г.), с 1990 по 2010 год в России количество населенных пунктов сократилось на 23 тысячи.

 Бóльшую часть исчезнувших населенных пунктов – до 20000 – составляют села и деревни. Заместитель министра объяснил это урбанизацией, переездом сельского населения в города.

 Количество сельских населенных пунктов уменьшилось на 2,2 тысячи. Эти изменения связаны в основном, с ликвидацией сел в связи с отсутствием в них жителей.

Однако урбанизация не является причиной массового исчезновения сел, деревень и поселков городского типа. Главными причинами низкой эффективности сельских районов России, разрушение в них инфраструктуры на фоне хронического недофинансирования.

Подавляющее большинство сельских дорог в России находятся в неудовлетворительном состоянии. Многих из них не имеют твердого асфальтобетонного покрытия.

 Осенью и зимой сельские пункты просто отрезаны от внешнего мира. Из-за отсутствия дорог туда не могут проехать даже машины скорой и других экстренных служб.

Подводя итог этого блога, я хочу сказать, что строительство дорог в России должно стать национальной идеей, воплощение в жизнь которой, без программы государственного масштаба не возможно.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов