Владимир Фадеев

Кому выгодна эвакуация автомобилей с улиц Саратова?
16.05.2014 - 10:30

- "Нездоровая" заинтересованность сотрудников ГИБДД

- "Поборы" на штрафстоянках

- Деньги мимо бюджета

- Нарушения при эвакуации автомобилей

-Непонятное ценообразование на эвакуацию и хранение автомобилей.

Всё это и многое другое,  о сегодняшней ситуации  с  эвакуацией в Саратове

История использования эвакуаторов в России похожа на "перетягивание каната". Власти борются с незаконными парковками, автовладельцы – с незаконными поборами.

 Более менее законные основания по перемещению транспортных средств без ведома владельца установились с принятием "Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", утвержденных постановлением правительства РФ N 759 18 декабря 2003 г. Основным документом, регулирующим ответственность за нарушение ПДД является Кодекс об административных нарушениях. Часть 1 статьи 27.13 перечисляет пункты, при которых мерой наказания может быть эвакуация транспортного средств.

 Но, тем не менее, недовольство автолюбителей росло, и как следствие росли споры на тему эвакуации.

Для разрешения споров,  на тот момент премьер РФ Владимир Путин,  подписал постановление Правительства РФ от 28 августа 2009 г. N 701 "О внесении изменений в Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", которое запрещало брать плату за принудительную эвакуацию автомобилей и первые сутки их хранения на штрафстоянках. Также оно оговаривало оплату пребывания на штрафстоянке: "Срок хранения транспортного средства исчислялся в часах с момента его помещения на специализированную стоянку.

 Плата за хранение транспортного средства взималась за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке". Размер платы за хранение задержанного транспортного средства устанавливается муниципалитетами.

Но после этого недовольство начали проявлять муниципалитеты. В большинстве муниципалитетов отмена платы за перемещение автомобилей была воспринята с неудовольствием, и многие чиновники настаивали на возврате материальной составляющей автовладельца.

 Не удивительно, ведь машины продолжали увозить, но теперь город делал это за свой счёт.

В апреле 2011 года депутаты Госдумы приняли в третьем чтении множество поправок в КоАП, ужесточающих наказание по многим пунктам и возвращающим для водителей плату за эвакуацию автомобилей и оплату штрафстоянки уже с первого дня. Также был расширен список нарушений, по которым машина может быть эвакуирована. То есть был принят закон, в том виде, в котором он существует на сегодняшний день. Согласно пункту 11 статьи 27.13 "расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства…, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства". Исключение составляют только военные автомобили.

Эти нормы начали действовать с 1 июля 2012 года.

 Но что, же происходит в реальности? Сегодня катастрофически растет недовольство автолюбителей. И, по моему мнению, оно обосновано. Сегодня эвакуация это, прежде всего прибыльный бизнес, причём явно просматривается "нездоровая" заинтересованность сотрудников ГИБДД. В прошлом году на заседании комиссии по промышленности гордумы Виктор Марков сказал, что полицейские проявляют слишком большую заинтересованность в процессе. "По слухам, сотрудники организаций, занимающихся эвакуацией, отстегивают копам с каждой машины" Удивляет депутатов и появление новых дорожных знаков "Остановка запрещена" там, где раньше их не было. Недавно такой знак появился на улице Московской между Радищева и Соборной. Кому-то это выгодно, предположил Марков.

Для примера приведу реальную историю одного из тысяч пострадавших: " Не знаю, как это назвать,то ли полный беспредел,либо полное беззаконие,сегодня 10 июня 2013 г. в 16 ч. 30 мин. я оставил свою машину напротив ТЮЗА,по улице Киселёва,ровно на 10 мин. Выйдя из Главпочтампта увидел что мою машину погрузили на эвакуатор и собираются увозить,подойдя к сотруднику ГИБДД ,якобы который составил административный протокол,я предоставил ему документы на машину и попросил снять машину с эвакуатора,сотрудник полиции ничего не ответил,а только дал отмашку отъезжать. Не зная как себя вести в данной ситуации,мне пришлось потребовать протокол о задержании машины,но был конкретно без всяких домыслов послан,куда уж лучше сами догадайтесь.Получается так,что некое лицо, одевшее форму сотрудника полиции, занимается эвакуацией машин,то есть зарабатыванием денег.После отказа выдать мне протокол,мне в спешном порядке пришлось догонять эвакуатор,он отвёз мою машину на Ильинскую площадь,5. Когда подошел к воротам стоянки, меня долго не пускали вовнутрь,к машине,всё же войдя туда и изучив правила с перечнем документов,необходимых для забора машины,попросил у них какие-нибудь документы,на каком основании был эвакуирован автомобиль. Получил ответ,что всё скажет сотрудник полиции, который составлял протокол,но если вспомнить, то он меня послал. Получается, что мою машину просто украли. В тот же момент я позвонил в полицию,объяснив ситуацию, меня соединили, как я понимаю с дежурной частью ДПС. Объяснил им, что произошло, меня попросили перезвонить через несколько минут. Моё авто в протоколах нигде не числится.Тут же в течение одной минуты ко мне подошёл сотрудник стоянкии предложил забрать машину со штрафстоянки за 4 тыс.руб.В недоумевающем состоянии я не знал что мне делатьи как мне быть,ведь попытка вызвать полицию была просто проигнорирована лицом, ответившим мне на телефон. После недолгих обдумываний,я согласился на выкуп авто,тем более ни протокола,ни подтверждающих документов не было.Поднявшись к администратору стоянки, я отдал требуемую от меня сумму и попросил у них какой-нибудь подтверждающий документ об оплате. В ответ: мы ничего не выдаём.Но в журнале меня расписаться попросили,о изъятии машины со штрафстоянки. Что произошло, я толком и не понял,но при такой мошеннической операции потерял 4 тыс.руб.,утекший в карман администратора стоянки, а далее в неизвестном направлении.Ведь вызванная мной полиция,на своего рода угон моей машины, никак не отреагировала."

Зачастую эвакуация автомобиля производится даже в присутствии хозяина. Хотя, По закону, если вы успели вернуться к месту своей, пусть и неправильной парковки, до того, как вашу машину увезли в неизвестном направлении (даже если машину уже погрузили на эвакуатор), вам обязаны ее вернуть. Это тот случай, когда причина задержания может быть устранена на месте, однако работает это, только если инспектор ДПС еще не успел оформить протокол на задержание и дальнейшую эвакуацию.

Тем не менее, складывается такое впечатление, что у инспекторов ГИБДД есть цель забрать машину несмотря ни на что, даже были случаи, когда эвакуировали автомобиль с ребёнком, и хотели эвакуировать с пассажиром. Так что же это, как не заинтересованность?

 А уж о работе штрафстоянок в СМИ был опубликован не один критический материал. В настоящее время на территории Саратова деятельностью по перемещению задержанных авто на спецстоянки, а также их хранению и возврату осуществляют три компании, каждая из которых обслуживает свой район.

Все три организации осуществляют деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки эвакуаторами способными перемещать любые модели автомобилей. И они очень энергично эвакуируют автомобили с помощью инспекторов ГИБДД.

Автовладельцы уже настрадались от такой энергичной деятельности. Сейчас бизнес находится в руках частников. Если бы он не был таким доходным, им бы не занимались.

Поборы на штрафстоянках обсуждают в Саратове не первый год. Редкому водителю удавалось без боя заполучить транспорт после его принудительной эвакуации. В сложившейся ситуации, когда все расходы оплачивает автовладелец, а должный контроль со стороны государства отсутствует, штрафстоянки становятся бизнесом со сверхдоходностью.

Приведу ещё один крик души пострадавшего и возмущённого саратовца: "Дмитрий Николаевич!Ответьте,пожалуйста,почему после эвакуации автомобиля я должен оплатить услуги эвакуатора???Я не просил об этих услугах! Забрав свой автомобиль через два часа после того,как его забрал эвакуатор,на штрафстоянке мне "продали" мой протокол об эвакуации ТС за 200 руб и там же(Ильинская площадь)за 2500 отдали ТС,при этом не выдав НИКАКИХ квитанций об оплате!!!Вы видели эту стоянку?Непонятное место,непонятный охранник,которому мы отдаем деньги. Куда уходят эти деньги?Чей карман мы пополняем?Я согласен официально оплатить штраф за нарушение,но отдавать деньги(2500 рублей) неизвестно кому,извините!А кто оплатит расходы на поездку в ОГИБДД на ул.Весенняя,1?!?!Это что,такой бизнес у нас в городе теперь?Когда закончится этот беспредел?Кто такие понятые в протоколе об эвакуации с фамилиями Лохов и Лоховщиков?Где их искать?Почему на ул.Б.Горная в районе прокуратуры нет эвакуатора?Справа и слева припаркованы машины и ничего. Или работники прокуратуры-особая каста,которая и крышует этот бизнес?!Огромное количество запрещающих знаков в городе,гораздо проще наложить запрет,чем помочь людям.Просьба к вам разобраться в этом вопросе,т.к. люди уже в отчаянии от того,что творят эвакуаторы!Правда говорят,научи дурака Богу молиться,он весь лоб расшибет.Так и у нас.Извините,но накипело".

Может, уже пора налоговикам и прокуратуре навести порядок в штрафстоянках. Заставить установить адекватные расценки, нести ответственность за чужое имущество, возможно, прибегнуть к страхованию своих рисков и обеспечить нормальные условия для людей, как это принято в цивилизованных городах.  Кроме того, изучить законность формирования цен штрафстоянок.

Я вообще являюсь противником любых МУПов и об этом писал в одном из своих блогов , но в данном случае на мой взгляд, выходом из ситуации может быть всё же создание специального МУП, которое занимается эвакуацией ТС. Тогда порядка будет больше, и сто самое главное городской бюджет будет получать деньги, напрямую минуя возможную коррупционную составляющую и посредников. В то же время надо признать, что, к сожалению, муниципалитет пока не может изыскать возможности для того, чтобы перетянуть "сверхдоходный" бизнес на свою сторону, чтобы он способствовал обогащению городской казны, а не только индивидуальных предпринимателей, несмотря на то, что этот вопрос не раз поднимался на заседаниях городской думы. Если предположить, что такой МУП будет создан, необходимо сделать так, что бы его работа была максимально прозрачна и открыта.

Вообще, для примера стоит заметить, что эвакуация автомобилей используется в большинстве стран Европы в качестве средства борьбы с нарушителями правил парковки. Среди этих стран – Австрия, Бельгия, Беларусь, Великобритания, Ирландия, Испания, Литва, Нидерланды, Россия, Франция и Чехия. Австрия: эвакуация автомобилей находится в ведении специального департамента городского муниципалитета. Важнейшими задачами этого подразделения являются обеспечение повышения пропускной способности улиц, кооперация с полицией и городскими службами, городские советы содержат собственный парк эвакуаторов.

Я считаю, что нам просто необходимо определится, а также разобраться в главном – будет ли в субъекте Федерации частная или государственная система эвакуации. Лично я за государственную систему, более того, если заменить эвакуацию большими штрафами за неправильную парковку, городской бюджет от этого только выиграет, так как будет получать деньги, напрямую минуя возможную коррупционную составляющую и посредников. Я имею ввиду замену эвакуации штрафами, только в тех случаях, когда автомобиль не мешает проезду другим транспортным средствам, в том числе экстренным. Во всех других случаях штраф выгоднее бюджету, чем эвакуация Представители прокуратуры говорят, что помещение на штрафстоянку не является наказанием, наказание за неправильную парковку - это штраф.

 Исходя из всего этого, "Кому сегодня выгодна эвакуация автомобилей с улиц Саратова?" Я не буду прямо писать ответ на этот вопрос, по моему мнению, он этот ответ лежит на поверхности, и ответить на него должны прокуратура, следственные органы, УФАС, а в зависимости от того, кто стоит за этим бизнесом в Саратове, возможно и потребуется внимание ФСБ.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов