Антон Ищенко

Если мы такие умные, то почему такие бедные?!
28.05.2014 - 15:26

О послании губернатора.

Послание удивило своей фактически пустотой. Все ожидали от него дополнительных тезисов, которые бы позволили переломить ту "ломаную кривую", о которой говорил губернатор. Анализируя текст этого послания, можно сделать вывод, что никаких действенных механизмов, способных изменить ситуацию в области, предложено не было. Зачем было создавать интригу вокруг него, тоже непонятно. Видимо, тот доклад, который прозвучал вчера, 27 мая,  должен  был быть приурочен к более важной дате или более важному событию, которого просто не произошло. Все ждали объявления выборов, однако возможно, губернатор так и не получил указания из федерального центра о том, как действовать дальше: проводить выборы губернатора или продолжать свою работу на этом посту до окончания срока полномочий.

Насторожило, что в самом послании, хоть оно и содержало очень много правильных и красивых фраз, абсолютно не прозвучало никаких целевых показателей в цифровом выражении. Месяц назад было выступление перед депутатами областной думы. Тот формат, как раз и предусматривал отчет о деятельности правительства Радаева. Часть этого доклада могла быть посвящена планам по развитию региона на ближайшую краткосрочную или среднесрочную перспективу. Зачем сейчас выпускать идентичный документ – непонятно.

Нет в нем и практически и никаких четко обозначенных временных промежутков. Я на память могу отметить лишь один срок, который был поставлен, для зампредов – это декабрь текущего года разместить свою информацию на сайте открытого бюджета. Для двухчасового выступления этого мало. Думаю, что такая постановка задач, когда не ставятся конкретные цели, не ставятся конкретные цифры, когда не назначаются ответственные исполнители и не устанавливаются сроки, это абсолютно неправильный подход для любого руководителя, тем более для руководителя региона.

То, что касается инвестиций, - главного вопроса этого послания, - тема абсолютно правильная. Инвестиции – это то, чего региону сегодня не хватает, чтобы выйти из долговой ямы. Но этот вопрос должен был быть поставлен еще в 2012 году, когда назначалось правительство. Мы  тогда с трудом смогли отстоять министерство инвестиционной политики, как отдельное ведомство, которое должно непосредственно заниматься этим вопросом. К сожалению, губернатор в 2013 году это министерство все-таки сократил. Поэтому теперь требовать от других ведомств, которые лишь попутно занимаются инвестиционной политикой и не имеют никаких рычагов влияния на происходящее в области, как-то комично.

Первое, что нужно инвестору, – это земля, а ей распоряжаются  муниципалитеты, коммуникациями - или муниципальные предприятия, или частные структуры. Сегодня ни одно министерство не может продвинуть инвестиционный проект на территории области. Лишь у единиц получается в ручном режиме довести до логичного окончания свой проект, как это произошло, например, с Балаково - Центролит. Но это не заслуга действующего правительства, а наработки предыдущей команды в целом  и  Александра Михайловича Стрелюхина в частности, который своим трудом, потом и кровью вытащил этот проект. И дай Бог, чтобы его новый проект по локомотивному заводу был столь же успешен, как и завод, который он построил в Балаково.

Других каких-то прорывных побед за эти два года просто нет. Говорить об инвестициях и получить эти инвестиции – абсолютно разные вещи. Это то же самое, что и пословица про халву. От слов слаще не будет. Региону нужны конкретные действия и соответствующие структуры, которые будут отвечать и за привлечение инвестиций, и будут наделены всеми  властными полномочиями и ресурсами, необходимыми для того, чтобы заниматься этим вопросом.

Мы далеко отстали от наших соседей. В этом послании в качестве примера неоднократно приводили Ульяновскую область. Но Валерий Васильевич, наверное, или просто не обладает информацией или может быть просто не хотел ее озвучивать. Сегодня она предоставляет огромное количество преференций, например, фактически полное обнуление налога на прибыль. Если в Саратовской области для инвесторов он составляет 13,5%, то в Ульяновской области эти 13,5% в течение 8 лет возвращают обратно тем, кто пришел строить на ее территории предприятия. И более того, в течение 8 лет эти инвесторы получают  компенсацию, составляющую 50% от налога, который они выплачивают в бюджет Ульяновской области. Кроме того, там разработана целая программа привлечения инвесторов с предоставлением земельных участков с подведенными коммуникациями, чего мы не можем предложить ни одному инвестору. Поэтому на фоне наших соседей мы смотримся достаточно кисло.

Те 30 индустриальных парков, которые уже существуют и уже действуют в стране, и те 80, которые предполагается запустить в ближайшее время,  построены именно по такому принципу - инвестору предоставляется или на льготных условиях или практически бесплатно возможность строительства на земельном участке с полностью подведенным набором всех коммуникаций.  У нас этого, я думаю, в ближайшие несколько лет решено не будет, потому что этим вопросом просто никто не занимается. Хоть мы и услышали в этом послании предложение ускорить работу по заводу "Рефлектор", на котором планируется инновационная площадка, но там необходимо решить вопрос с землей. И это всего лишь один небольшой элемент всей системы построения серьезного индустриального парка. По остальным позициям тут еще конь не валялся, и говорить о привлечении инвесторов рано.

Если брать китайский опыт, то там фактически в каждой провинции созданы огромные территории, которые поделены на квадраты, огорожены, к ним  подведены автомобильные и железные дороги. На этих площадках выведен полный набор коммуникаций – электричество, вода, газ, телефон, канализация. Остается поставить лишь быстровозводимые сооружения, в которых можно размещать любое производство.

У нас нет элементарного - программы развития. Если посмотреть инвестиционный портал Саратовской области, то это какие-то эфемерные проекты без цифр и расчетов. Складывается впечатление, что их придумали школьники  на классных часах или просто написали непрофессионалы. Об этом, кстати, говорят многие эксперты. Недавно у нас с визитом был Анатолий Гавриленко, президент Российского биржевого Союза, который разнес в пух и прах все то, что сейчас происходит под эгидой министерства экономического развития Саратовской области.

Другая часть послания - это кадровые указания.  Кого-то похвалили, кого-то поругали, кому-то что-то поручили. Однако непонятно, почему одних поощряют, а других ругают за одни и те же действия. Например, министерство экономического развития, которое отвечает за привлечение инвестиций, которое должно устанавливать правила игры для предпринимателей, и должно создавать ту самую инвестиционную привлекательность, и взаимодействовать с предпринимателями, заслужило хвалебные слова, а зампред правительства, курирующий этот блок, получил выговор от губернатора.

Губернатор говорил о том, что инвестиционные стандарты нужно внедрить на уровне муниципалитета. Но о чем здесь вести речь, когда мы никак не можем написать инвестиционный стандарт на уровне региона. Министерство экономического развития просто этим  не занимается - у него нет квалифицированных кадров. Пишет этот стандарт Торгово-промышленная палата. И именно она является той движущей силой, которая пока еще нам позволяет оставаться на плаву хотя бы в части написания бумаг.

Что касается внедрения стандарта на уровне муниципалитета, то это приведет к созданию очередного набора документов, которые будут абсолютно нежизнеспособными, реализации инвестпроектов в районах области не помогут. Там просто не осталось специалистов, которые могли бы экономически грамотно сформулировать свои мысли, даже если их обеспечат каким-то дополнительным документом. Поэтому перекладывать на муниципалитеты ответственность за привлечение инвесторов это просто способ найти козла отпущения.  

Особое внимание в своем послании губернатор уделил теме создания бренда Саратовской области. Но это требует серьезных затрат, а в регионе не хватает денег даже на канцтовары, не погашается  задолженность перед поставщиками коммунальных услуг в бюджетных организациях, начались задержки по  выплате заработной платы.  А чего уж говорить о каких-то инфраструктурных проектах, о создании имиджа? В связи с тем, что нет никакой привязки к действительности, это утопическая идея, и смысла даже озвучивать ее, наверное, не было.

Даже та наша знаменитая саратовская гармошка, о которой говорили, которую мы вроде возродили, продолжает умирать. На поверку оказалось, что инициатор этого проекта – предприниматель, который сделал все за собственный счет, просто  не может получить никакой помощи от Правительства Саратовской области. И в ближайшее время вообще готов приостановить производство саратовской гармоники. 

То, что касается остальных предложений, которые прозвучали,  – установка табличек, переименование улиц, дегустация самогона – мне кажется, что включение их в такое "грандиозное" послание, которое так было проанонсировано и которого все жители Саратовской области ждали, является спорным. А привязка молодежной политики к дегустации самогона выглядит даже странной.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов