Владимир Фадеев

Губительный налог на водную технику
03.06.2014 - 10:54

Этот блог я решил посвятить теме транспортного налога за плавсредства.

По мнению многих владельцев "плавсредств", в Саратовской области наш местный налог не укладывается в рамки здравого смысла.

Если за счёт этого налога власти региона пытаются как-то пополнить бюджет, то это вызывает саркастическую улыбку плавно переходящую в негодование саратовцев.

 Я хочу предложить властям региона ряд инициатив, которые и, по моему мнению, и, по мнению тысяч жителей нашей области, смогут решить в положительном ключе проблему с налоговыми сборами и сгладить растущее недовольство владельцев "плавсредств".

Попробую изложить суть вопроса с самого начала.

Обязанность оплачивать транспортный налог за "плавсредство" появляется с момента покупки, когда ты из обычного гражданина превращается в счастливого обладателя наводного движимого имущества. Согласно Налоговому кодексу РФ им облагаются моторные катера и парусно-моторные яхты и гидроциклы с мотором более 5 л. с. Любопытный момент: это налог региональный, который вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом этого субъекта.

 И законодательные, или представительные органы области или республики уполномочены самостоятельно определять Транспортный налог на плавсредства, порядок, сроки уплаты, форму отчетности по данному налогу и... его ставку. Правда, ставка ограничивается пределами, установленными ст. 361 Налогового кодекса РФ.

 Базовые налоговые ставки, указанные НК РФ могут быть введены на территории региона дифференцировано, то есть в отношении отдельных категорий транспортных средств может быть принято решение увеличить или, наоборот, уменьшить величину налоговой ставки законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Однако в НК РФ не оговорено, чем должен при этом руководствоваться региональный законодатель. На сегодняшний день по всей России уменьшения ставок не наблюдалось ни разу, а вот повышение – где-то уже произошло, где-то обсуждается. В соседней Самаре налог на водный транспорт может вырасти на 50-194%. Изменения коснутся в первую очередь дорогостоящих средств передвижения по воде, имеющих мощный двигатель свыше 100 лошадиных сил. Так, владельцы катеров и моторных лодок вместо 67 руб. будут платить по ставке 100 руб. за одну "лошадку". Для яхт и других парусно-моторных судов ставка налога увеличивается со 133 до 200 руб., для гидроциклов с мощностью до 100 л.с. - с 51 до 125 руб., свыше 100 л.с. - до 250 рублей. Разработчики законопроекта пришли к единому мнению, что налоговый потенциал в части взимания транспортного налога с объектов водного транспорта реализован менее чем на 50% и есть огромный разрыв в размерах ставок по сравнению с соседними областями: Саратовской, Оренбургской, Пензенской.

А что же у нас, в Саратовской области? А мы, как оказалось, по количеству зарегистрированных плавсредств занимаем третье место в России (после Астраханской области и Краснодарского края) и на регистрационном учете в области стоит более 33 тыс. маломерных судов, из них более 25 тыс. – катера и моторные лодки.

 Согласно ставкам транспортного налога на текущий год получается следующая картина:

Ставка транспортного налога в Саратовской области за 2014 год

Наименование объекта налогообложения

Ставка (руб.)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 30 л. с. (до 22,07 кВт) включительно

20

от 30 л. с. до 75 л. с. (от 22,07 кВт до 55,17 кВт) включительно

60

от 75 л. с. до 100 л. с. (от 55,17 кВт до 73,55 кВт) включительно

100

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

200

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

150

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

300

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

200

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

400

Получается, что мы "впереди России всей", и уже успели почти до предела повысить налог на водный транспорт, тем самым обогнать Ленинградскую область и "наступить на пятки" Московской области. Есть, конечно, куда расти, но целесообразно ли?

Понятно желание властей гнаться за наполнением регионального бюджета, но есть ряд предложений, которые могут быть рассмотрены на федеральном и региональном уровнях, с целью сделать справедливый и взвешенный расчет налога для тех, кто уже купил плавсредство и тех, кто только собирается это сделать, но сомневается: нужна ли ему еще одна статья налогового бремени.

Благо рассматриваемый законопроект сейчас вступил в активное обсуждение на федеральном уровне. И я так думаю, что здравый смысл возьмёт своё.

Можно предположить, что люди среднего социального слоя в период экономического кризиса могут воздержаться от приобретения плавсредств. В связи с этим, предлагаю региональным законодателям снизить ставки транспортного налога для владельцев лодок и катеров. Считаю, что в нашем регионе очень короткий период навигации, поэтому лодками и катерами можно пользоваться недолго. В связи с чем, нужно учитывать интересы собственников водной техники, среди которых в основном люди, для которых повышение налога и взимание его за весь календарный год представляет неподъемный налоговый груз.

Учитывая перечисленные мной факторы, хочу предложить решить эти вопросы на местном законодательном уровне, а именно:

1. ​ Рассмотреть возможность взимание налога только за период активной навигации, к примеру, не более 7 месяцев в году, а самое оптимальное это за 5 месяцев.

2.​ Принимать во внимание "возраст" плавсредства, потому как сейчас владелец старой лодки "Прогресс" с подвесным пятисильным мотором платит наравне с хозяином новенького закрытого шестиместного катера.

3.​ Направлять вырученные средства на развитие инфраструктуры работы ГИМС, на экологические программы очистки русла реки Волги.

Есть еще одно предложение, как вариант: В некоторых странах вместо транспортного налога введен налог на продажу бензина (дизельного топлива)? Может, действительно, один-два процента к цене топлива даст намного больше, чем постоянный налог. К тому же, это будет справедливо: чем больше катаешься, тем больше покупаешь бензина – и тем больше платишь. А если у тебя всего полгода активного пользования водным транспортом, то и расход будет соответствующий. Отсюда и топливный расход на яхты и парусно-моторные судна с мощными двигателями выше – в любом случае и бюджет от этого выигрывает, и собственник транспортного средства.

В завершении сего очень хотелось бы, чтобы власти приняли к сведению изложенные мной предложения, так как я, изучив тему вопроса, озвучил мнение тысяч владельцев "плавсредств" в Саратовской области. На сегодня огромное количество "плавсредств", взять хотя бы для примера гидроциклы, вообще никак не оформлены. Владельцы недовольные "непонятным" налогообложением стараются уйти от этого, используя разные "серые" схемы. Так вот задача властей не подталкивать владельцев к подобным действиям, а принять прозрачную, понятную и справедливую базу налогообложения. В конечном итоге выиграют все и власти, и жители.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов