Владимир Фадеев

"Убийцы" местного производителя
06.06.2014 - 10:30

- Почему производители пищевых продуктов не формируют спрос? - Может ли чиновник обязать ритейлера продавать местные товары?  - На чьей стороне "играет" министерство торговли? - Почему не активны контролирующие органы?

Доля продукции местных производителей в торговых сетях, по официальным данным, не превышает 15%. По мнению экспертов, это связано с высокими требованиями ритейлеров.

Торговые сети в Саратовской области доминируют над местными производителями. Максимизация прибыли торговых сетей происходит за счет поставщиков, которые вынуждены играть по правилам ритейлеров, чтобы иметь возможность для реализации у них своей продукции.

У торговых сетей всегда есть преимущества перед местными производителями. У ритейлеров совершенно другая логистика, масштабы продукции, их поставки диверсифицированы. Они более конкурентоспособны на рынке, чем местные производители. Естественно, что сети вынуждают производителей работать по мировым ценам. Сети сами определяют, кому предоставлять свои полки, а производителям приходится искать на них доступ, потому что нет своих точек сбыта.

 Все торговые сети работают по принципу максимизации прибыли. Наилучший способ ее увеличить – это снижение закупочных цен на товары и "прессование" местных производителей.

Происходит ограничение доступа местных производителей на прилавки сетей.

 Для производителей очень сложно вписаться в жесткую, централизованную систему торговых сетей, которые отдают предпочтение тем поставщикам, которые могут предложить широкий ассортимент товаров, к сожалению, у нас в Саратовской области немногие могут похвастаться широким ассортиментом, часто ассортимент местных производителей достаточно скуден.

 Местные производители подвергаются еще и искусственным ограничениям. Речь идет об установлении определенного бонуса сетям за позиционирование товара производителя на полках, и производители просто вынуждены платить.

Возникает вопрос, почему на сегодняшний день, УФАС не ведет дел по нарушению закона о торговли, нарушений антимонопольного законодательства?  Я, например, не припомню, что бы в отношении торговых сетей в Саратовской области были возбуждены дела.  Видимо Министерства или еще, какие - то структуры "играют" на стороне торговых сетей, на лицо мощнейшее лобби, а иначе как можно объяснить неуязвимость сетевиков.

А, между прочим, с  2010 года на всей территории России действует федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который вводит целый ряд новых правил игры, которым должны следовать представители торговли, и, в первую очередь, крупные розничные сети, однако на практике нормы этого акта соблюдаются не всеми.

Особое внимание в законе сконцентрировано на регулировании торговли продовольственными товарами. Принципиальное значение имеет статья девять закона "О торговле", которая определяет права и обязанности розничных компаний и поставщиков, связанные с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В частности, установлена взаимная обязанность торговых сетей и поставщиков, обеспечивать открытость доступа к информации об условиях отбора контрагентов для заключения соответствующих договоров. Немаловажным пунктом является установление исчерпывающего перечня случаев получения вознаграждений, выплачиваемых поставщиками.

Производство пищевых продуктов остается "узким горлышком" между двумя сообщающимися сосудами — сельским хозяйством и розницей. Если у крестьян и торговцев все "более-менее" неплохо, так как развитие АПК стало национальным приоритетом. То среднее звено — переработка сельскохозяйственной продукции — из этой цепи выпадает. Субсидировать одно лишь сельское хозяйство неправильно. Если так пойдет дальше, селянин останется со своим сырьем один на один, потому что заниматься переработкой будет некому. 

Конкурировать на равных с раскрученными торговыми марками могут только другие известные торговые марки. Часть местных производителей, теряющих позиции, обратились к чиновникам, чтобы с их помощью проталкивать свои товары в розницу всеми возможными способами. 

Производители хотят заручиться поддержкой местных администраций. 

Казалось бы, административное решение проблемы — самое простое. Обязать торговлю брать товары местных производителей пытались и пытаются многие главы регионов. Например, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев,  заявил, что будет применять к несговорчивым сетям административные меры, если те, не доведут на "полках",  объём местных продуктов до 50%. В Краснодар­ском крае губернатор Александр Ткачев призвал торговые сети довести долю мест­ных продуктов в ассортименте до 70%.  Но, к сожалению, без законодательной инициативы на федеральном уровне,  сделать это по закону, практически не реально.

 Вопрос о продвижении местных предприятий потому и муссируется так долго, что их руководители не могут предложить ничего конструктивного. 

Этот вопрос сейчас законодательно пытаются решить на уровне Госдумы.

И наконец, то из уст нашего земляка прозвучало жесткое и своевременное заявление, в котором чувствуется политическая воля осуществить сказанное. А именно:

На этой неделе Глава комитета ГД по аграрным вопросам Николай Панков призвал "поумерить аппетиты" торговых сетей.

"Рост цен и ухудшение качества продуктов вызывают в обществе огромный протест. Как не бывает осетрины второй свежести, так и на наших прилавках не должно быть мяса, которое хранится, как окорочка Буша с нашего рождения. В Германии, например, существовали линии "товаров для русских". Наши горе-бизнесмены заказывали крашеную колбасу за копейки, а мы приобретали ее по высоким ценам.

Достаточно вспомнить молочную продукцию. Так, например, по сведениям специалистов в Россию ежедневно поставляется 100 тонн некачественной молочной продукции с Украины. И самое страшное, что такое угощение может попасть на стол детям. Поэтому необходим закон о запрете таких фальсификатов.

Цены тоже "кусаются". Фермеры продают свою продукцию буквально за копейки торговым сетям. И с этими монополистами, среди них в основном иностранцы, нужно бороться.

По сведениям Росстата из-за такой политики средний прирост цен на картофель составил 41%, мороженую рыбу, молоко и творог - 8%, сливочное масло, сметану –7%, сахар -12%. И это товары первой необходимости!

Поэтому нужно поумерить аппетиты наших торговых сетей и внести поправки в соответствующий закон. Цена должна быть разумной и соответствовать качеству. Для этого необходим и общественный контроль, и контроль государства", - говорится в заявлении Николая Панкова.

 Трудно не согласится с Николаем Васильевичем, ведь всё так и есть, и нужно принимать законы в этой области, которые смогут обязать торговые сети, по словам госдепа "поумерить аппетиты".

В дополнение к этому, я позволю высказать собственную инициативу, считаю, что сейчас необходимо развивать в Саратовской области сети сельхозрынков,   которые смогут достойно конкурировать с торговыми сетями, реализующими зачастую продукцию  далеко не первой свежести. Ну и, конечно же, нужна пропаганда здоровых продуктов, и это тоже является наиважнейшим фактором.

А по поводу "аппетитов сетей" то здесь я считаю, что более активно должны работать такие структуры как: УФАС,  органы внутренних дел и естественно общественники. 

Мест­ным производителям надо дать возможность реализовывать свою продукцию, иначе ни о каком подъёме сельхозтоваропроизводителей,  можно не мечтать.

Ведь здоровые и свежие продукты без всяких там ГМО, это без преувеличения, здоровье наших будущих поколений и здоровье всех Россиян.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов