Светлана Мартынова

О необходимости ликвидировать минпечати
30.09.2014 - 08:30

В ситуации, когда бюджет Саратовской области "по уши"  в долгах и  руководство региона вынуждено резать по живому и сокращать социальные обязательства, в структуре правительства продолжают существовать черные дыры, на поддержание жизнеспособности которых тратятся силы чиновников и немалые деньги  налогоплательщиков. Одной из крупнейших таких "дыр" является министерство информации и печати. Только в этом году на деятельность ведомства выделено свыше 100 миллионов рублей, из них более 14 миллионов - на содержание аппарата. В чем же состоит "работа" этого органа, кого курирует штат из 20 человек за 100 млн в год?

На "мертвой" страничке областного минпечати есть занятная отчетность за прошлый год.  Титаническими усилиями в прошлом году коллектив министерства сдюжил  "85 пресс-конференций, 4723 пресс-релиза,  52 онлайн конференции с участием первых лиц министерств и ведомств, 4945 статей о работе структурных подразделений Правительства области и 516 опубликованных в прошлом году интервью руководителей органов исполнительной власти". Опубликовал на 40 %  больше документов, чем в 2012 году (2800 шт). И так далее и тому подобное…

Если посмотреть сквозь бестолковые отчеты, картина вырисовывается не такая бодрая. Парадоксально, но в Саратовской области давно нет сферы, которую могло бы курировать затратное министерство. Нет государственных типографий, приватизированных когда-то при его же попустительстве, почти не осталось бюджетных СМИ, нет даже  рычагов воздействия на информационные потоки, от которых напрямую зависит имидж региона. Очень показательна ситуация с событиями в Пугачеве. В момент, когда нужно было консолидировать усилия, использовать все возможности и выстроить грамотную информационную политику, направленную на разрешение конфликта, идеологический блок правительства забуксовал. Последствия мы все отчетливо помним.

Только за прошлый год 55 областных  СМИ прекратили свою деятельность, общее количество СМИ уменьшилось на 3% по сравнению с 2012 годом.  Давно не получают бюджетных средств и вынуждены выживать самостоятельно  районные газеты. В 2013 году увеличить тираж удалось только 8 муниципальным изданиям, в 19 показатели ухудшились. По содержанию многие районки давно превратились в листовки. О развитии интернет-технологий на местах толком и не слышали. Да о чем говорить, если при внушительном финансировании областное минпечати до сих пор не имеет собственного сайта?  Приводить в пример другие регионы смысла нет, и так понятно.

Фактически на 1 января 2014 года на учете у дорогого министерства находилось 689 зарегистрированных СМИ.  При этом большинство ведущих изданий  региона не только не подотчетны ему, но, зачастую, имеют кардинально противоположную идеологическую позицию. Ни влиять, ни курировать, ни контролировать их минпечати не может. Фактически, у областного правительства есть только одно крупное СМИ - это "Саратовская областная газета". Но для того, чтобы ей руководить, совершенно не обязательно создавать целое министерство. Не требуется этого и для издания губернского журнала – на сегодняшний день он вышел в печать только единожды, а обязанность его финансирования была возложена на Губернскую торгово-промышленную палату.

Журналистскому сообществу региона министерство также вряд ли нужно. Отстаиванием профессиональных интересов занимается профсоюз, в текущей работе они контактируют с пресс-службами конкретных министерств, комитетов и управлений. Представители местных СМИ вспоминают о министерстве информации и печати области лишь в редких случаях. Один из таких - получение аккредитации в правительство. С этой функцией, как впрочем, и со многими другими, с успехом справилась бы пресс-служба главы региона, которая в настоящий момент входит в состав аппарата губернатора и насчитывает 8 штатных единиц.

Еще один повод для обращения журналистов в минпечати –  это праздники. Министерство любит отмечать два праздника в году – День печати и Новый год. Это время освоения денег, поэтому к празднованию готовятся основательно – заказываются музыкальные коллективы, под видом проведения "конференций" оплачиваются дома отдыха для избранных представителей СМИ.

Но главный повод вспомнить про Минпечати наступает летом, во время раздачи правительственных грантов. В последнее время ежегодная "грантовая лихорадка"  запомнилась громкими скандалами  и многочисленными критическими публикациями. Присуждение тому или иному изданию денежной суммы на языке министерства гордо именуется  "информационным сотрудничеством". А по сути, является  ничем иным, как покупкой лояльности СМИ, в которых заинтересовано правительство. Бросается в глаза факт, что из года в год львиная доля бюджетных денег  достается одним и тем же СМИ - с хорошо раскрученным брендом, которые в состоянии развиваться за счет внутренних ресурсов. Это, как правило, филиалы крупных федеральных изданий, телеканалов  и радиостанций. Расчет минпечати понятен с точки рыночной экономики – орган размещает в "купленных" СМИ информацию удобную региональной власти. Социальная направленность проектов и их необходимость не значат ничего!

Независимые, низкотиражные средства массовой информации и муниципальные издания получают гроши или не получают ничего. Не удивительно, что многие "выигравшие гранты" минпечати в прошлом году отказались от "щедрых" подачек, а заодно от  бесконечных детальных отчетов за каждую копейку. Не удивительно, что некоторые заметные  издания вовсе не заявляются на "конкурс". Дороже обойдется подготовить и утвердить в министерстве необходимые для допуска "к заветным субсидиям" бумажки.

Вот некоторые "образцы" распределения вышеуказанных грантов в июне 2014 года. Больше всего традиционно досталось ФГУП "ВГТРК - Саратов" - 8 млн 475 тыс. 853 рубля. Телеканал "ТНТ-Саратов" получил 199 тыс. 728 рублей. Логика распределения средств на примере каналов со сравнимой территорией вещания и аудиторией не доступна для понимания! Переполненное рекламой "МК" в Саратове" получило более 825 тысяч рублей, "Комсомольская правда - Саратов" - 625 тысяч. Ведущие сетевые издания  региона - ИА "Взгляд-инфо", интернет-газета "Четвертая власть" - удостоились гораздо меньших "госвливаний". Районные же газеты получили в среднем по 30-70 тыс. рублей…

Так сколько изданий ухудшат свои показатели в этом году, сколько исчезнет? Дорогое министерство отчитается.

Анализируя СМИ, аффелированные властью, делаешь вывод, что наша губерния –вечный праздник, как в словах из известной песни "все хорошо прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо.". В "Областной газете" за 19 сентября 2014 г. есть новость про Международный форум "Сочи-2014", где область будет представлена семью проектами в сферах транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, благоустройства и т. д. Со станиц звучат призывы по привлечению новых частных и государственных партнеров для того , чтобы организовать современный сервис в аэропорту, а также чтобы создать необходимые внешние коммуникации.

Для того, чтобы кто-то что-то вложил в нашу губернию нужно дать в первую очередь гарантии, а не как у нас бывает, в губернию вложат капитал, а Вам спасибо-до свидания. Приведу пример на дольщиках компании "Новострой 21", где те инвестиции в жилье, которые  честно выплатили дольщики, которых лишили  жилья по суду, никто возвращать не должен. Мало того областной журнал, не постеснялся по итогам отчета сданного жилья в одной из статей вставить фото пострадавших высоток, то ли по не знанию ситуации среди населения, то ли поиздеваться, не понятно. Предприниматели нашей области также терпят до последнего, многие закрыли бизнес и уехали.,  Вообще складывается впечатление , что граждане нашей губернии живут самостоятельно в своей реальной действительности, а власти, в своем придуманной прекрасном мире.

Оказывается, из планов власти в 2015 году стоит задача - максимально сконцентрировать усилия на ремонте дорог , их строительстве и благоустройстве. (из "Областной газеты".) Кажется, данная миссия уже была запланирована и намного раньше. Ответьте нам, когда дороги и благоустройство будет как в  Белгороде, Калуге и Воронеже. Давайте перестанем писать и обещать. Давайте, просто сократим данное министерство и все займемся наконец-то делом.

Давайте поддержим нашего Президента РФ В. В. Путина, который уже сократил Минрегион.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов