Александр Зуев
17.11.2014 - 15:20
Первые допросы задержанных убийц, орудовавших на ночных дорогах Подмосковья, показали, что все мы столкнулись с явлением прихода на арену новых, доселе малоизвестных сил. Это заставило меня поднять старые дневниковые записи, обратиться к очеркам, написанным двадцать пять лет назад, после частых посещений Ферганской долины.
Что проявилось сегодня?
Во-первых, нет сомнений, что большинство членов банды подмосковных убийц - выходцы из Ферганской долины.
Во-вторых, несомненна связь членов этой террористической группировки с международными террористами.
В-третьих, надо обратиться к давно забытому факту вхождения идей радикального ислама на территорию России из Ферганской долины, из знаменитой мечети Мулло Киргиз. В моих записях сохранились фамилии людей, направленных в эту мечеть на "повышение квалификации" Чечено-ингушским обкомом комсомола. Во главе списка печально знаменитые Арби Бараев, Салман Радуев и многие другие, ныне покойные лидеры экстремистов. Затем - такое же обращение от комсомольских органов Дагестана…
Теперь мы становимся свидетелями нового витка инфернальной спирали, зародившейся в Ферганской долине. Трудовые мигранты из киргизского Оша, узбекского Андижана с тревогой рассказывали мне об ожидаемом уже в будущем году вторжении более восьми тысяч (полнокровной дивизии!) хорошо обученных бойцов из Исламского Движения Узбекистана в Ферганскую долину.
Самый важный и бесспорный факт - значительная часть десятимиллионного населения Ферганской долины с нетерпением ждет их. Потрясающая своими масштабами перенаселенность, бедность, отсутствие работы, разделение общества на очень бедных и сверхбогатых завели общество в безнадежность и глухой тупик религиозной нетерпимости. Поэтому в последние десятилетия огромные массы молодых людей приняли вахаббизм, такой, каким его трактовал знаменитый Джума Намангани.
Двадцать пять лет назад мне довелось встретиться в мечети Мулло Киргиз с его ближайшими помощниками. Это была встреча глаза-в-глаза, когда мы предельно откровенно высказали друг другу мнения о настоящем и будущем. Меня тогда поразила их уверенность в правоте своего учения, в безусловной решимости проливать свою и чужую кровь во имя своих идей.
Несколько слов о Джуме Намангани (Джумабае Ходжиеве). Служил в воздушно-десантных войсках СССР, воевал в Афганистане, был неоднократно награжден. В начале девяностых, вернувшись из Афганистана и демобилизовавшись, приобрел репутацию "крутого парня". Стал лидером молодежной исламской организации "Товба" (покаяние), группировавшейся вокруг мечети Мулло Киргиз в Намангане.
Д. Намангани ставил себе целью создание в Ферганской долине исламского государства, живущего по законам шариата. Впоследствии стал лидером Исламского движения Узбекистана. Позже со своими сторонниками ушел в Афганистан. Воевал против американцев на стороне талибов. В отрядах Д. Намангани строжайшая дисциплина и конспирация, все время уделяется боевой учебе, всем бойцам присвоены личные номера, никто не знает их имен; запрещены контакты с другими частями моджахедов.
Ныне Исламское движение Узбекистана - мощная сила; все подразделения хорошо вооружены и имеют боевой опыт. Их побаиваются пакистанские военные (именно боевики ИДУ разгромили недавно аэропорт в Карачи и убили множество пакистанских военных в отместку за артобстрел их позиций). Перед формированиями ИДУ заискивают головорезы и лидеры Исламского государства, уговаривая их штурмовать Кобани и сдержать подразделения Пешмерга.
Сегодня вспомнились мои беседы с самым авторитетным имамом (он просил не называть его имени) мечети Мулло Киргиз, потомком знаменитого в исламском мире великого праведника Ходжи Амина Кобри.
В далекие девяностые центральный комитет компартии Узбекистана, встревоженный распространением новых идей в исламе, направил тогда целую комиссию для проверки - как влияет на молодежь новое течение ислама, пришедшее из Саудовской Аравии.
Помнится, престарелый имам уж очень неохотно отвечал на мои вопросы. Но когда я начал спрашивать о новом течении ислама, он вдруг поднял на меня глаза. Закрытые пленкой старческого безразличного тумана, невыразительные глаза вдруг преобразились, взгляд стал острым, осмысленным. Имам сказал помолодевшим звенящим голосом:
- Нас ждут большие испытания. Пришел чужой дух, чужая мораль. Неделю назад в медресе я стал возражать молодому имаму из Медины. Так вот, один из послушников, прежде уважительный, уравновешенный , схватил меня за руку и за шею. И силой вытолкал из дарс-хоны (учебный класс в медресе).
По щеке имама скатилась слезинка. Он продолжил:
- Их учат силой и угрозой силы внедрять свою правоту, свое понимание Великой Священной книги - Корана. Это разрушит нашу страну и наш мир.
Слова седовласого имама часто вспоминались, когда я готовил свой отчет о командировке, где выразил свое мнение, резко отличавшееся о мнения других членов комиссии, давших положительную оценку новому религиозному течению.
Много позже я понял, что тогда ящик Пандоры лишь чуть-чуть приоткрылся.
Об этом же говорили эксперты Изборского клуба, посетившие Саратов три месяца назад. Они считают, что возможный взрыв ярости в Ферганской долине будет для России не менее опасен, чем война на юго-востоке Украины…
Запомнилось и ещё одно удивительное событие двадцатипятилетней давности. Прощаясь, престарелый имам посмотрел на меня внимательно, изучающе, - Сегодня звезды над Мулло Киргиз будут вращаться. Приходи к двенадцати ночи во двор мечети. Увидишь и поймешь многое, - На моё замечание о том, что мне, православному человеку, не совсем тактично приходить в мечеть ночью, он ответил коротко:
- Бог един, мы ценим и уважаем христиан. Я предупрежу охранников, и тебя проведут во двор. Прощай.
Не могу не рассказать об этой удивительной мечети, самой почитаемой в Узбекистане. Впечатляет её портал, украшенный мозаикой из цветных изразцов желтого, зеленого, синего, белого цветов. Ночью изразцы дают завораживающие цветные блики, перемигиваясь со звездами; портал словно дышит, вздымая могучую грудь.
На фризе мечети и дарсхоны (учебные классы медресе) рельефно расположены монументальные надписи на арабском. Главный фасад построен вплотную к с двухэтажным худжрам, в которых расположены классы медресе. В глубине двора - высокий минарет. Все здание представляет собой пятиугольник, обстроенный учебными классами и комнатами для шейхов и обучаемых.
Я пришел тогда ровно в двенадцать ночи. Испытал удивительные ощущения, воспринял необычные мысли и образы; написал об этом очерк "Вращающиеся звезды Намангана". Но очерк не опубликовал. Постараюсь представить его в блоге в следующем месяце - после определенных событий.
Поиск
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов