Александр Зуев

Мулло Киргиз и убийцы из Подмосковья
17.11.2014 - 15:20

     Первые допросы задержанных убийц, орудовавших на ночных дорогах  Подмосковья, показали, что все мы столкнулись с явлением прихода на арену новых, доселе малоизвестных сил. Это заставило меня поднять  старые дневниковые записи, обратиться к очеркам,  написанным двадцать пять лет назад, после частых посещений  Ферганской долины.

Что проявилось  сегодня?

Во-первых, нет сомнений, что большинство членов банды подмосковных убийц - выходцы из Ферганской долины.

Во-вторых, несомненна связь членов этой террористической группировки с международными террористами.

В-третьих,  надо обратиться к давно забытому факту  вхождения идей радикального ислама на территорию   России из Ферганской долины, из знаменитой мечети Мулло Киргиз. В моих записях сохранились фамилии  людей, направленных в эту мечеть на "повышение квалификации"  Чечено-ингушским  обкомом комсомола. Во главе списка  печально знаменитые Арби Бараев, Салман Радуев и многие другие, ныне покойные лидеры экстремистов. Затем - такое же обращение от комсомольских органов Дагестана…

Теперь  мы становимся свидетелями нового витка  инфернальной спирали, зародившейся в Ферганской долине. Трудовые мигранты из  киргизского Оша, узбекского Андижана с тревогой рассказывали мне об ожидаемом уже в будущем году вторжении более восьми тысяч (полнокровной дивизии!) хорошо обученных бойцов из Исламского Движения Узбекистана в Ферганскую долину.

Самый важный  и бесспорный факт - значительная часть десятимиллионного населения Ферганской долины с нетерпением ждет их. Потрясающая своими масштабами перенаселенность,  бедность, отсутствие работы, разделение общества на очень бедных и сверхбогатых завели общество в безнадежность и глухой тупик религиозной нетерпимости.  Поэтому в последние десятилетия огромные массы молодых людей  приняли вахаббизм, такой, каким его трактовал знаменитый Джума Намангани.

Двадцать пять лет назад мне довелось  встретиться в  мечети Мулло Киргиз с его ближайшими помощниками. Это была встреча  глаза-в-глаза, когда  мы предельно откровенно высказали друг другу  мнения о настоящем и будущем. Меня тогда поразила их уверенность в правоте своего учения, в безусловной решимости проливать свою и чужую кровь во имя своих идей.

   Несколько слов о  Джуме Намангани (Джумабае Ходжиеве). Служил в  воздушно-десантных войсках   СССР, воевал в Афганистане, был неоднократно награжден. В начале девяностых, вернувшись из Афганистана и демобилизовавшись,  приобрел репутацию "крутого парня".  Стал лидером молодежной исламской организации "Товба" (покаяние), группировавшейся вокруг мечети Мулло Киргиз в Намангане.

Д. Намангани ставил себе целью создание в Ферганской долине исламского государства, живущего по законам шариата. Впоследствии стал лидером Исламского движения Узбекистана. Позже со своими сторонниками ушел в Афганистан. Воевал против  американцев на стороне талибов. В отрядах Д. Намангани строжайшая дисциплина и конспирация, все время уделяется боевой учебе, всем бойцам присвоены личные номера, никто не  знает их имен; запрещены контакты с другими частями моджахедов. 

Ныне Исламское движение Узбекистана - мощная сила; все подразделения хорошо вооружены и имеют боевой опыт. Их побаиваются пакистанские военные (именно  боевики ИДУ разгромили недавно аэропорт в Карачи и убили множество пакистанских военных в отместку за артобстрел их позиций). Перед   формированиями ИДУ заискивают головорезы и лидеры Исламского государства, уговаривая их штурмовать  Кобани и  сдержать подразделения Пешмерга.

   Сегодня  вспомнились мои беседы с  самым авторитетным имамом  (он просил не называть его имени) мечети Мулло Киргиз, потомком знаменитого в исламском мире великого  праведника Ходжи Амина Кобри.

В далекие девяностые центральный комитет компартии Узбекистана, встревоженный распространением новых идей в исламе, направил тогда целую  комиссию для проверки - как влияет на молодежь новое течение ислама, пришедшее из Саудовской Аравии.

Помнится, престарелый имам  уж очень неохотно отвечал на мои вопросы. Но когда я начал   спрашивать о новом течении ислама, он вдруг поднял на меня глаза. Закрытые пленкой старческого безразличного тумана, невыразительные глаза  вдруг преобразились, взгляд  стал острым,  осмысленным. Имам  сказал помолодевшим звенящим голосом:

     - Нас ждут большие испытания. Пришел чужой дух, чужая мораль. Неделю назад в медресе я стал возражать молодому имаму из  Медины. Так вот, один из послушников,  прежде  уважительный, уравновешенный , схватил меня за руку и за шею. И силой вытолкал из дарс-хоны (учебный класс в медресе).

     По щеке имама скатилась слезинка. Он продолжил:

    - Их учат силой и угрозой силы внедрять свою правоту, свое понимание  Великой Священной  книги - Корана. Это разрушит нашу страну и наш мир.

    Слова седовласого имама   часто вспоминались,  когда я готовил свой отчет о командировке, где выразил свое мнение, резко отличавшееся о мнения других членов комиссии, давших положительную оценку новому религиозному течению.

     Много позже я понял, что тогда ящик Пандоры лишь чуть-чуть  приоткрылся.

Об этом же говорили эксперты Изборского клуба, посетившие Саратов три месяца назад. Они считают, что возможный взрыв  ярости в Ферганской долине будет для России не менее опасен, чем война на юго-востоке Украины…

     Запомнилось и ещё одно удивительное событие двадцатипятилетней давности. Прощаясь, престарелый имам посмотрел на меня  внимательно, изучающе, - Сегодня  звезды над Мулло Киргиз будут вращаться. Приходи к двенадцати ночи во двор мечети. Увидишь и поймешь многое, -  На моё замечание о том, что мне, православному человеку, не совсем тактично приходить в мечеть ночью, он ответил коротко:

- Бог един, мы ценим и уважаем христиан. Я предупрежу охранников, и тебя проведут во двор. Прощай.

Не могу не рассказать об этой удивительной мечети, самой почитаемой в Узбекистане. Впечатляет её  портал,  украшенный мозаикой из цветных изразцов желтого, зеленого, синего, белого цветов. Ночью изразцы дают завораживающие цветные блики, перемигиваясь со звездами; портал словно дышит, вздымая могучую грудь.

 На фризе мечети и дарсхоны (учебные классы медресе) рельефно расположены монументальные надписи на арабском. Главный фасад построен  вплотную к с двухэтажным худжрам, в которых расположены классы медресе.  В глубине двора - высокий минарет. Все здание представляет собой пятиугольник, обстроенный учебными классами и комнатами для шейхов и обучаемых.

    Я пришел тогда ровно в двенадцать ночи. Испытал удивительные ощущения,    воспринял необычные мысли и образы;  написал об этом очерк "Вращающиеся звезды Намангана". Но очерк не опубликовал. Постараюсь представить его в блоге в следующем месяце - после определенных событий.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов