Владимир Фадеев

Экология и общественный транспорт
16.12.2014 - 11:22

 Новость о том, что в Саратове подведены итоги конкурса по отбору перевозчиков на право заключения договоров об организации перевозок пассажиров автобусным транспортом, подтолкнула меня на размышления о состоянии городской экологии.

 Многие саратовцы ежедневно сталкиваются с ужасными выхлопами автобусов, взять хотя бы для примера самую центральную улицу Московскую. Некоторые автобусы выпускают в воздух ядовитый черный дым, не говоря о запахе. Невозможно дышать и прохожим, и жителям близлежащих домов, естественно это пагубно сказывается на здоровье людей. Всё просто, ряд компаний перевозчиков закупает за рубежом старые автобусы уже не соответствующие экологическим стандартам. Вцелом такой подход можно назвать прибылью отдельных лиц на нашем здоровье.

 Так чем же "кормят" нас автобусы? Согласно исследованиям экологов, в крупных городах практически 90% загрязнения атмосферы приходится на выхлопы транспорта. Сильнейшими загрязнителями являются автомобили, работающие на дизельном топливе.  Самый распространенный состав выхлопных газов выглядит следующим образом:

- азот – 75%; - кислород – 0.3-8.0%; - вода – 3-5%; - углекислый газ – 0-16%; - угарный газ – 0.1-5.0%; - оксиды азота – 0.8%; - углеводороды – 0.1-2.5%; - альдегиды – до 0.2%; - сажа – до 0.04%; - бензпирен – 0.0005%.

И вот этой жуткой смесью мы дышим.

Знаю, что сейчас губернатором области Валерием Радаевым и его командой предпринимаются все меры для исправления и улучшения экологической ситуации в регионе, во многом сложившейся при прежнем руководстве.

Валерий Васильевич в одном из своих выступлений отметил, что проблемы экологии поставлены Президентом страны Владимиром Путиным в ряд важнейших вопросов государственного значения, и решению задач экологического оздоровления территорий необходимо уделить самое пристальное внимание, ориентируясь на "высокие экологические стандарты развития".

Хотя бы взять тот факт, что совсем недавно губернатор встретился с генеральным директором компании Дунфэн Янцзы Гонконг г-ном Ван Шанфу. Темой для обсуждения стал ход реализации совместного проекта по производству городских автобусов на территории Саратовской области. В ходе встречи г-н Ван Шанфу сообщил, что проект сотрудничества компании с Саратовской областью получил одобрение Правительства КНР. В настоящее время идёт процесс создания юридического лица, параллельно идут работы по проектированию промышленного объекта.

 В ближайшее время ожидается поставка пробных автобусов из Китая, которые пройдут спецификацию под российские стандарты. Строительство завода планируется начать весной следующего года.

 Соглашение о создании совместного российско-китайского предприятия на промышленной площадке "Сигнал-Маш" в Красноармейске было подписано 14 октября. Ожидается, что новое производство будет выпускать порядка 500 единиц автобусов в год.

 Подчеркну, речь идёт об автобусах соответствующих 4 классу экологической безопасности.

 Возможно, эти меры смогут изменить экологию в лучшую сторону.

А пока мы имеем нерадостное наследие от прежнего руководства региона.

К сожалению, на сегодня в экологическом рейтинге субъектов РФ за период лета 2014 г. Саратовская область заняла 80-е место из 85 возможных. Исследование проводила общероссийская общественная организация "Зеленый патруль". По природоохранному индексу (атмосфера и водные ресурсы) количество негативных факторов в итоге "перевесило" позитивные - 56 на 44.

 Кстати, самыми экологичными субъектами страны был признаны Тамбовская и Белгородская область.

 И неудивительно, потому что, решение задач охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности населения, улучшение экологической ситуации – одно из приоритетных направлений деятельности властей Белгородской области. Я просмотрел ряд публикаций белгородских СМИ и понял что это действительно так.

 Ну а у нас, к сожалению не всё так оптимистично. Периодически активизируется деятельность региональной природоохранной прокуратуры. Но к сожалению ситуация с загрязнением воздуха автобусами за последнее время не изменилась к лучшему.

 После проверок прокуроров, через некоторое время "автобусы-загрязнители" вновь выходят на рейсы, ведь перевозчикам важна прибыль, и "чихать они хотели на загрязнение атмосферы".

 При этом многие транспортные компании заверяют, что их автобусы не загрязняют воздух. А горожане в отличие от них другого мнения.

Вообще я считаю, что было бы неплохо снабдить всех инспекторов ГИБДД приборами для измерения загрязняющих веществ в выхлопах для тотального контроля.

Теперь стоит вернуться к перевозчикам. Победителями конкурса, который был проведён 10 и 11 ноября, стали ОАО "Автокомбинат-2", ОАО "Межгородтранс", МУПП "Саратовгорэлектротранс" и ООО "Икар". Таким образом, по всем маршрутам, выставленным на конкурс, были заключены договоры с перевозчиками. Жалоб и претензий по итогам отбора не поступало, уточняет администрация Саратова.

 Предприятия-перевозчики, выигравшие конкурс, будут обеспечивать работу городских автобусных маршрутов в течение трех лет.

Тут возникает вопрос, а готовы ли перевозчики покупать автобусы четвертого евро-стандарта, то есть "экологически чистый" транспорт. Готовы ли такие машины приобретать СГЭТ, "Межгородтранс" или "Автокомбинат №2"?

Насколько мне известно, вслед за стартом новой программы утилизации правительство планирует освободить дороги страны от старых грузовиков и автобусов. Уже начато обсуждение соответствующих поправок в закон. Предполагается, что будет запрещено коммерческое использование транспорта старше 15 лет.

 Поскольку более половины российского парка грузовиков и автобусов старше 15-20 лет, то запрет, скорее всего, будет вводиться постепенно. Как пояснил "Коммерсанту" глава департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов, введение предельных сроков эксплуатации должно начаться с автобусов и грузовиков, поскольку "именно эти старые автомобили больше всего угрожают безопасности людей на дорогах".

Последовательное введение запрета необходимо для того, чтобы в регионы, где много старых автомобилей, не лишились сразу половины автопарка. Идея о принудительном обновлении автопарка уже обсуждалась, так, в сентябре 2013 года предлагалось ограничить эксплуатацию коммерческого транспорта 7-15 годами.

Если взглянуть на транспортную проблему в целом, можно выделить два уровня: муниципальный и региональный. На муниципальном уровне проблема заключается в перегруженности дорожных сетей транспортом, низком качестве работы городского пассажирского транспорта, преобладании стихийных решений (маршрутное такси) и в отрицательном воздействии общественного транспорта на экологию. На региональном уровне проблема отрицательного воздействия на экологию сохраняется, но более существенными становятся проблемы дорожно-транспортного сообщения и износ транспортных средств.

В настоящее время парк автобусов в России составляет почти 1 млн. ед. По данным ДОБДД МВД России, возраст автобусов, выполняющих регулярные пассажирские перевозки, в среднем 9 лет. При этом в парке автобусов в возрасте более 10 лет – 57%, более 15 лет – 50%. Только 21% автобусного парка имеет срок службы до 5 лет. Более 51% автобусов эксплуатируются за пределами амортизационных сроков.

 Все автобусы старше 15 лет исчерпали нормативный срок использования, поэтому их эксплуатация сопряжена с опасностью для пассажиров и большой нагрузкой на экологическую обстановку. Особенно эта проблема актуальна для больших городов.

Может быть, есть возможность с ними как-то бороться?

В моём понимании городскими властями при заключении договоров с перевозчиками должны быть прописаны жёсткие условия такие как.

 - Оснащение перевозчиками в обязательном порядке, всего своего автобусного парка приборами для уменьшения содержания вредных веществ в отработанных газах.

 - Тот транспорт, который выбрасывает в воздух больше загрязняющих веществ, чем разрешается, снимать с маршрута до того момента, пока нарушения не устраняется.

- Наказывать не только водителей, но и перевозчиков, которые выпустили "вонючий" транспорт на маршрут, а после повторного нарушения лишать лицензии и водителей и перевозчиков.

 - Перевозчикам обновлять автобусы своего парка не реже одного раза в три года в соответствии с новыми экологическими стандартами.

Последний пункт, кому то, может показаться очень жёстким, но, например, городские власти Нижнего Новгорода, в отличие от наших, больше озабочены здоровьем своих граждан.

"Частные перевозчики в Нижнем Новгороде будут обновлять автобусы не реже одного раза в три года", — заявил глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов в ходе посещения производственных баз двух частных предприятий года, занимающихся частными перевозками, ещё в апреле прошлого года. Олег Кондрашов также заявил, что администрация планирует оказывать поддержку перевозчикам с точки зрения субсидирования, помощи в лизинговых программах, а также при переговорах с производителями. "Конечно, перевозчики, закупая автобусы, надеются, что цена на них вверх не пойдет. В этом плюс того, что мы остановили выбор на отечественном производителе — “Павловском автомобильном заводе”. Администрация города будет вести переговоры о том, чтобы цена на новые автобусы не поднималась и даже о скидках для нижегородских перевозчиков", — подчеркнул он.

 Вот и нашим городским властям необходимо взять на вооружение опыт нижегородцев.

Я уже не говорю о Москве. Там мэр Сергей Собянин вообще дал старт модернизации городских автобусных перевозок. И одним из основных пунктов является то, что согласно условиям контрактов, компании-перевозчики закупят новый подвижной состав на сумму около 10 миллиардов рублей.

 Вообще как мне кажется, городские власти Саратова не дорабатывают в этом направлении, иначе мы не заняли бы в экологическом рейтинге 80-е место из 85-ти возможных.

Осталось надеяться на то, что губернатор Саратовской области Валерий Радаев всерьёз настроен, изменить сложившуюся ситуацию кардинально.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов