Антон Ищенко

Новая заповедь российского суда: "Не укради мало!"
31.08.2015 - 16:50

Одно из нелепых и вопиюще-несправедливых решений отечественного правосудия случилось 25 августа 2015 года. На свободу выпущена Евгения Васильева – главная фигурантка по громкому делу Оборонсервиса о миллиардных хищениях бюджетных средств. 

Как известно, за эти махинации, о которых  много писалось в различных СМИ пока шло следствие, суд вынес ей приговор – 5 лет колонии общего режима. Половину этого срока она провела припеваючи в "элитной камере" - шикарной московской многокомнатной квартире под домашним арестом. Изъяны нашего гуманного законодательства к такого рода преступлениям, а также высокопоставленные покровители позволили ей, как говорится, выйти из воды сухой.

Парадокс, но поймать и осудить на реальный срок воришку или воровку за украденную, допустим, курицу или мешок картошки властям проще, чем схватить за руку и строго наказать  обнаглевшего ворюгу  бюджетных (то есть, наших с вами) денег. 

Подтверждением сказанному является случай с девушкой из села Давыдовка Пугачевского района Саратовской области. В мае т.г. она украла из холодильника односельчанки 15 куриных яиц, несколько куриных грудок, всего "наварившись" на сумму 1385 рублей. Воровку изобличили и недавно сурово наказали, отправив по решению суда в колонию общего режима сроком на два года.  Справедливость вроде бы  восторжествовала. Ведь ясно же – воровать не хорошо. Но разве сопоставим нанесенный ущерб обществу (не только финансовый, но и моральный)  этой девушкой и той же Васильевой? Получается так: мало украл – в тюрьму! Много украл – герой?..

Сейчас правительство страны находится в поиске резервов для пополнения доходной части федерального бюджета. Чиновники хотят урезать расходную  часть  за счет пенсионеров, учителей, врачей и т.д. В предыдущих статьях своего блога я подробно говорил об этом. Думская фракция ЛДПР предлагает оставить в покое пенсионеров, мало оплачиваемых бюджетников, а  обратить пристальное внимание на казнокрадов. Вот уж где таится буквально кладезь пополнения доходной части бюджетов всех уровней!

Всякие жулики и воры буквально потеряли стыд и страх  перед затупившимся в отношении них "карающим мечом" государства. Вот лишь несколько резонансных примеров в подтверждение сказанному: факты хищения 2-х млрд. рублей, выделенных на строительство океанариума в городе Владивостоке; ненадлежащее расходование бюджетных средств в Россреестре на сумму 23,9 млрд. рублей; хищения при строительстве космодрома "Восточный" на сумму около 2-х млрд. рублей и др. Аналогичные примеры хищений бюджетных средств можно привести и по Саратовской области.

На мой взгляд, необходимо модернизировать механизм наказания за подобные преступления, так как именно хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов затрагивает интересы всех субъектов хозяйственной деятельности и каждого гражданина, а также подрывает доверие общества к власти и создает негативный образ чиновника как "казнокрада". Однако справедливому  решению этой проблемы мешает отсутствие специальной нормы в Уголовном кодексе (УК) РФ.

Так,  в  действующей редакции УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов. Однако! Данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.  А почему?! Еще один казус - УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения обязанностей внесения платежей в бюджет, уклонение от уплаты таможенных сборов, но ответственность за хищение средств из этого бюджета в УК РФ отсутствует. И этот ряд законодательной казуистики можно продолжать дальше.  Особо  отмечу, что в УК РФ за совершение таких преступлений (в том числе нецелевое расходование бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов),  даже с наличием отягчающих обстоятельств не предусматривается нижняя планка наказания в виде лишения свободы. Парадокс! Но многомиллиардные хищения из бюджета РФ сегодня не являются особо тяжким преступлением, адекватного наказания за подобные деяния в УК РФ нет. Кстати, особую опасность также представляют собой схемы вывода средств бюджетной системы, посредством фирм-однодневок, т.к. процесс обратного изъятия похищенного госимущества становится весьма затруднительным.

Вот почему  я, а также мои коллеги по фракции ЛДПР в Госдуме  Сергей Каргинов и Иван Сухарев подготовили и внесли недавно в парламент страны законопроект, призванный  дополнить Уголовный кодекс РФ новыми статьями. А именно – главу  30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" дополнить статьей  285.4 "Хищение бюджетных средств" и статьей  285.5 "Хищение средств государственных внебюджетных фондов". За хищение средств в крупном размере (свыше 2-х млн. рублей) мы предлагаем ввести наказание от 5 до 10 лет колонии общего режима. Если средства похищены группой лиц по предварительному сговору, и если это повлекло тяжкий вред здоровью или смерть человека, либо деньги расхищались с использованием фирм-однодневок, наказание предлагаем сделать от 7 до 12 лет колонии с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет. Если те же деяния совершались организованной группой, в особо крупном размере (свыше 30 млн. рублей) или если это повлекло смерть двух или более лиц, предполагается сделать наказание от 10 до 20 лет колонии, либо пожизненный срок.

К сожалению, правительство страны и Верховный суд РФ выступают против  этой инициативы. Они считают, что эти поправки нарушают Конституцию РФ, т.к. факту расхищения госсобственности придается статус выше, чем расхищению частной собственности. Мол, это не соответствует конституционному принципу равной защиты различных форм собственности. Кроме этого, они выступают против максимального ужесточения кары зарвавшимся казнокрадам. Однако они почему-то упустили тот важный аргумент, что ужесточение наказания предусмотрено не просто за хищение именно бюджетных средств, а за преступления против государственной власти. Ведь именно так нужно расценивать такого рода действия в отношении государственных средств. Кстати, Президент В.В.Путин высказался аналогичным образом, указывая, что хищения в гособоронзаказе должны приравниваться по ответственности к финансированию терроризма. А это значит – пожизненное заключение. 

Я убежден, что наш законопроект  позволит добиться более полноценной реализации принципа неотвратимости наказания, повысить эффективность правосудия. Расхитители бюджетных средств должны нести суровое наказание! Особенно сейчас, в условиях финансово-экономического кризиса и зарубежных санкций против нашей страны.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов