игумен Нектарий

Когда послушание – пункт должностной инструкции
10.12.2016 - 09:00

Рассуждения о том, каким должно быть послушание со стороны подчиненного по отношению к начальнику. Терпеть, любить, молиться

Приступая к этой теме, необходимо сначала ответить на вопрос: каково должно быть в принципе отношение христианина к своему начальнику?

Если говорить в общем и целом, то, безусловно, верующий человек должен воспринимать начальника как того, кому он Промыслом Божиим подчинен, к кому он должен относиться с уважением и кого должен стараться, насколько это возможно, слушаться. А в идеале – любить его и за него молиться. При этом взаимоотношения с руководителем могут строиться по-разному, потому что начальники бывают всякие. Иногда это человек, преисполненный чувства ответственности, понимающий, что люди, которые ему подчиняются, так или иначе находятся на его попечении, ответственно относящийся к результатам совместной работы – своей и своего коллектива. А иногда начальник может оказаться человеком случайным, безответственным, более того – постоянно наносящим вред той работе, которую подначальная ему структура должна выполнять. И в этом случае христианину потребуется еще и терпение начальника, и несение этого как некоего креста. Одно дело – когда требования руководителя обусловлены здравым смыслом, другое дело – когда ты видишь, что его задание – профессиональная ошибка и выполнение его приведет к плохим последствиям. Еще хуже, если ты понимаешь, что, когда ты точно и добросовестно выполнишь задание, которое тебе дается, и последствия будут плохие, в этом будешь обвинен ты, а он даже не заступится перед работодателем. Разум и совесть

Правильно ли для христианина будет в случае каких-то грубых ошибок, наносящих урон и общему делу, и сотрудникам, или злонамеренных действий сообщить о них вышестоящему начальству? Как ни странно – опять-таки в зависимости от ситуации. Если мы понимаем, что действия нашего начальника причиняют вред конкретно нам и вред этот, скажем так, умеренный, то есть не сопряженный с опасностью для жизни, здоровья и целостности личности, то лучше потерпеть и уступить. Если же мы понимаем, что недочеты и недостатки в работе нашего руководителя могут представлять угрозу для нас и других людей, вообще носят характер преступный, то, безусловно, здесь, скорее всего, нам придется об этом извещать вышестоящее начальство. Но опять же, только в том случае, если это, по здравому нашему рассуждению, даст результат, ведь руководитель может оказаться только лишь частью единой системы, против которой бороться или бессмысленно, или даже опасно. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда наша христианская совесть требует тех или иных поступков вне зависимости от того, каковы будут их последствия.

При этом всегда нужно отдавать себе отчет, чего же ты на самом деле хочешь добиться, рассказывая кому-то об ошибках или неверных действиях своего начальника: ты действительно желаешь улучшения работы твоего коллектива или просто стараешься подсидеть начальника и занять его место? Кроме того, если руководитель совершает какие-то ошибки, но он хороший человек и хорошо относится к своим подначальным, заботится о них – тогда заявлять кому-то о том, что он не соответствует занимаемой должности, скорее всего, будет тоже непорядочно. Тут на все случаи один ответ не дашь. "Я несчастный человек, мне никто не говорит о моих ошибках"

Более, наверное, распространенная ситуация, когда мнения подчиненного и руководителя о том, каким образом нужно реализовывать ту или иную работу, не совпадают. Может быть так, что подчиненный, как человек, практически реализующий конкретное задание, проект, будет обладать большими знаниями и у них с начальником возникнет по этому поводу какая-то полемика. Вот тут у христианина может возникнуть вопрос: а не должен ли я просто сделать, как мне сказал начальник, ни о чем не полемизируя, даже не заявляя о том, что у меня другая точка зрения, ничего не доказывая и ничего не отстаивая? На мой взгляд, это совершенно неправильно. Почему?

Я помню, мне когда-то давным-давно попалась книга одного известнейшего японского бизнесмена. Это был создатель огромной корпорации, которая занималась производством всевозможной электротехники. Он, будучи уже в преклонных летах, как-то раз собрал совет директоров, каких-то старших сотрудников корпорации и сказал: "Вы знаете, я несчастный человек, потому что, когда я в чем-то ошибаюсь и делаю что-то не так, никто не поправляет меня и мои ошибки совершаются беспрепятственно. Это очень тяжело и страшно, я нуждаюсь в том, чтобы мне о моих ошибках и глупостях говорили".

Я тоже считаю, что хорошо, когда подчиненный уведомляет своего руководителя о том, к чему те или иные действия могут привести, говорит о своем несогласии. Просто это не должно превращаться в ожесточенную борьбу, в спор, не должно переходить в плоскость личных отношений.

Но при этом еще нужно понимать, что порой может страдать одно конкретное дело, однако весь процесс в целом будет от этого выигрывать. Руководитель – это человек, который должен заботится не об одном, а обо всех направлениях деятельности подначальной ему структуры. А каждый из исполнителей чаще всего думает непосредственно о том участке работы, который поручен ему, и не видит всей совокупности. Но, безусловно, очень разумно поступает руководитель, который это объясняет своему подчиненному, избавляя его, таким образом, от мучений по поводу мнимой неразумности решений.

Конечно, бывают такие начальники, которые совершенно не хотят слушать никакой критики. В этом случае очень много значит опыт. Если человек знает, что раз за разом, говоря о должном и о том, как избегнуть недолжного, он натыкается только лишь на обиду и гнев и никакого положительного результата такие разговоры не приносят, тогда смысла в них, конечно, нет. И это тоже надо вовремя понять и принять или менять работу – иногда это будет единственным выходом. Обозначить границы

Отношения между подчиненным и его начальником в общем-то четко регламентированы, но зачастую эта модель отношений выходит за рамки только лишь рабочих, когда начальник требует послушания уже там, где не имеет права. Если мы видим, что руководитель покушается на наше личное время, силы, которые должны отдаваться семье, на здоровье, еще на что-то, то, наверное, нужно все-таки определенную границу устанавливать, потому что иначе наступит такой момент, когда человек надорвется и не сможет дальше даже обычную свою работу выполнять. Здесь необходимо бывает проявить и твердость, и в то же время деликатность. И, опять же, неконфликтность. А руководитель, безусловно, должен понимать, что его сотрудники – это живые люди, со своими обстоятельствами, жизненными интересами, проблемами, и он не имеет права отнимать у них то время и те силы, которые предназначены для их личной, семейной или общественной жизни, для отдыха или хобби. Бывают ситуации, когда начальник призывает принять участие в каком-то хищении или покрыть его или пойти на какие-то иные действия явно криминального характера. Идти на это ни в коем случае не нужно, причем не только с христианской точки зрения, но и с точки зрения здравого смысла: слишком велика вероятность, что ты окажешься тем единственным человеком, который будет за всё это отвечать. Если же речь идет о каких-то небольших, скажем так, частных нарушениях, на которые руководитель идет для того, чтобы сохранить коллектив или предприятие, которое он возглавляет, то тут мне трудно какой-то один рецепт предложить, потому что очень разные бывают рабочие ситуации, и, сказав что-то общее, я окажусь в чем-то и не прав, и не искренен.

Порой начальники морально подавляют своих подчиненных, при этом любая попытка отстоять свое достоинство обращается в угрозу увольнения с испорченной репутацией. Как вести себя, чтобы не противоречить Евангелию?

Если для начальника хамство, крик, ругань, нецензурная брань – норма общения с подчиненными, то, естественно, лучше от него уходить. Если нет возможности найти другую работу или эта работа важна и дорога для тебя, то здесь, наверное, нужно понять, что достоинство в принципе нельзя утратить: оно у тебя либо есть, либо его нет. И когда тебя оскорбляют, то это не значит, что ты сам по себе как-то от этого становишься хуже, слабее. И тогда эту ругань вполне можно потерпеть без урона для своего собственного достоинства, но в то же время с большим уроном для своего самолюбия, с которым нам, христианам, очень важно бороться. То есть всю эту неприятную ситуацию можно обратить себе на пользу. И морально подавляться совершенно не обязательно. Вот это – немощь конкретного человека, его слабость, и всё.

Но если мы видим, как на наших глазах унижают другого человека и он близок к тому, чтобы сломаться, или кого-то несправедливо в чем-либо обвиняют, гонят, притесняют, даже, может быть, преследуют в юридическом отношении, то, конечно, наш христианский долг – вступиться за него. Но, опять же, успешность тех или иных поступков зависит от того, насколько они обдуманны. Поэтому нужно не очертя голову бросаться на борьбу со всем дурным во имя всего доброго, а думать, что конкретно в этой ситуации мы можем сделать.

Иногда, правда, бывает, что реально ничего нельзя сделать, но важно просто возвысить свой голос для того, чтобы человек, с которым происходит какая-то беда, понимал, что он не одинок и что есть люди, которые внимательны по отношению к своей совести. Это важно еще и потому, что тебе самому необходимо знать, что ты – не бесчестный человек и что если бы при тебе происходило предание на суд Христа и Его распятие, то ты бы не кричал: "Распни, распни Его!" Или не находился бы в этой толпе с полным одобрением всего происходящего.

ЖЖ игумена Нектария

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов