Вера Афанасьева

Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы
01.03.2017 - 09:14

Это слова Иоанна Дамаскина. Он лучше всех сказал о том,  что сейчас мы слышим постоянно: пост – это не диета.  Сосущие молоко младенцы не грешники;  вечно голодающие  манекенщицы не праведницы. Но ведь немало среди нас тех, кто относится к  посту как к способу похудеть или как к возможности поправить свое телесное здоровье, причем "на миру", коллективно,  в достойной компании.  Появилась и мода на пост. А раз мода – то и реклама, рекламные ролики, сопутствующие товары  и прочая дребедень.

Пост –  это жертва, которую человек приносит Богу. Сравнительно небольшая,  поскольку любой здоровый взрослый вполне может обойтись без животной пищи полтора месяца, но жертва.  Всякий пост  есть умерщвление плоти, "частичная смерть" тела. Цель поста – максимально увеличить духовное в соотношении  "физическое-духовное" в человеке.     Чтобы умалилось, стало легче телесное, чтобы освобождающейся от плотского бремени  душе проще было устремляться к  Богу, подобно вознесшемуся Христу. Вот почему пост  относится к духу не менее, чем к телу.

Пост – это очищение. И очищать ум, душу, сердце, зрение, слух  нужно  усерднее, чем чрево. В серьезной чистке нуждаются наши мысли, слова, желания, намерения, дела. Что толку не есть мяса, если смотришь "Дом-2"; сплетничаешь о всякой ерунде в социальных сетях;  со страстью говоришь о коммунальных платежах; площадно ругаешься  за рулем автомобиля; орешь на родственников; интересуешься положением дел на  Украине более, чем страждущими вокруг тебя? Зачем поститься, если лжешь, гневаешься, завидуешь, обижаешь, прелюбодействуешь взглядом? 

Пост – это умаление,  поскольку многое исключает. Но  и добавление, приращение тем, чего всем нам особенно недостает, – духовным.   Именно в пост следует наполнять ум  знанием, получить которое в  обычные дни мешают светская суета,  отсутствие времени  и душевная лень,  – знанием  о содержании, сущности и  смысле христианства. Диву даюсь, читая  на лучших факультетах СГУ  лекции по сравнительному анализу монотеистических религий. Спрашиваю студентов: кто из вас  крещеный? Поднимают руки почти все. А потом: христианский Бог  ­– он какой? как звучит первая заповедь?  кем был Иисус Христос?   когда он родился?  где?  а  Пасха – что за праздник?   Ну, и так далее.  Ответов практически не получаю, не знают эти  взрослые уже  люди о христианстве ровным счетом ничего!   Но по статистике более 90 % россиян числятся христианами,  и большинство из них именно такие христиане, которые, по словам  Достоевского, хуже атеистов, потому что  искаженного Христа проповедуют. Впрочем, нынешнее религиозное невежество является массовым  и  межконфессиональным. И когда пожилая образованная дама, представительница народа, давшего миру единобожие, спрашивает: "А почему нас называют иудеями, ведь Иуда плохой, он  же предал Христа?" – а потом не понимает ответа, мне становится жаль и даму, и весь народ.

Если же говорить о пище телесной,  то нужно не просто не есть скоромного,  а не уделять еде чрезмерного внимания,   не лакомиться, не баловать уста и чрево.  Постное чревоугодие  ничуть  не лучше пожирания  мясного. А ведь сколько нынче возможностей для   "православного гурманства": рестораны заманивают постными деликатесами, телевидение предлагает рецепты сложных  овощных  и фруктовых блюд. Но ведь когда христианин   старательно готовит себе  замысловатую постную еду, не менее вкусную, чем животную, то фарисействует он  и чревоугодничает. И  существует такое постное, которое для постящегося  грешнее скоромного, – постное, которое создает лишь видимость поста и  позволяет лакомиться, а иногда и  обжираться под эгидой запрета.  Помню, как удивляли меня обилием и разнообразием постные обеды и фуршеты во время проводимых в СГУ  в посты православных конференций,  – не менее чем некоторые тучные  священники.    

         Пост – личное, душевное дело каждого. Нельзя поститься "на публику" и только потому, что  состоишь в  какой-нибудь известной самодержавно-православной партии, или потому, что постится твой начальник.  Равно как нельзя и осуждать тех, кто не постится,  а уж тем более – заставлять кого-то держать пост.

Пост разумен и естественен. В соблюдении поста  не  следует переусердствовать, быть "самым примерным" постящимся, приносить непосильную жертву, искать  чрезмерных испытаний плоти и духа, потому что гордыня это, недостойная подлинного духовного строительства. На эту тему, у меня есть рассказ "Игра", может, кому-нибудь будет интересно его прочитать – http://www.proza.ru/2009/05/17/357.  И если вы нездоровы, слабы, отдаете слишком много сил работе, то лучше не поститься вообще, чем навредить здоровью. Лучше есть все подряд и иметь добрые мысли, чем не есть и злиться.  Важнее того, что в уста, то, что из уст. А уж Господь точно не желает того физического или психического ущерба, который может нанести нам излишнее рвение.

И если поститься правильно, то станет пост для нас самым благодатным временем, а Пасха – не просто долгожданным обильным застольем. И меньше станет ничего не знающих о христианстве христиан, модничающих  постников и толстеющих в пост "православных" чревоугодников.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов