Вера Афанасьева
05.10.2017 - 09:07
Всем известно, каким должен быть учитель.
Он должен быть очень умным – ведь для того, чтобы учить других требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому. И не должен тратить свой ум на постоянную бессмыслицу – на писание бесчисленных и никому не нужных бумаг; на то, чтобы угодить начальству; на всякие глупые дела-делишки и разнообразные профанации.
Учитель должен быть добрым и спокойным. И не должен постоянно нервничать из-за того, что не успевает выполнить кучу не имеющих к образованию обязанностей. Не должен обижаться на мир, потому что к нему несправедлива администрация; не ценит партия и правительство; не уважают в обществе.
Он должен уметь облекать великие истины в самые простые слова, делать сложное прозрачным. И не должен при этом следовать наводящим тень на плетень указаниям невежд-чиновников, как и что ему следует делать.
Учитель должен быть смелым. И не должен бояться постоянных проверок; нелепых придирок; надзирающих органов; грядущих аттестаций; бездарных коллег; родителей, возомнивших что образование и впрямь услуга, и распущенных учеников.
Он должен быть свободным и воспитывать свободную личность – всего лишь показывать направление, не говоря, что именно следует там увидеть. И не должен навязывать идеологические лозунги, религиозные догматы, партийные штампы и выгодные власти мнения.
Учитель должен быть честным. И не должен вводить в заблуждение учеников, утверждая, в стране процветающих двоечников хорошая учеба есть основание личного успеха. Или преподавать вместо истории побасенки.
Он должен быть творческим человеком. А не работать по принципу "не для ума, не для души – лишь делай вид и план пиши".
Школа должна дарить учителю радость. И он не должен мечтать поскорее вырваться из неё, добраться до дома и там поплотнее, но в пределах выделенной суммы, поесть, а может – и выпить рюмочку-другую, чтобы завить тоску веревочкой.
Он должен иметь свободное время, чтобы всю жизнь учиться и нормально отдыхать. И не должен жить в непрерывном цейтноте и непреходящей усталости, желая только одного – доползти наконец до постели.
Учитель должен быть сильным. И не должен все время падать-отжиматься, подтягиваться, карабкаться, цепляться и ходить на полусогнутых.
Он должен быть самым интересным предметом изучения своих учеников, задавать образец, стать эталоном. И не должен быть унылым, никому не нужным, незначительным, замотанным нищим клерком, с которым можно не церемониться.
А ученики? Они вправе иметь таких учителей, как должно.
И сегодня, в этот прекрасный день я желаю всем учителям быть именно такими, как должно, – несмотря и вопреки.
И столько нравственной энергии, чтобы преодолеть существующее нынче интеллектуальное и этическое болото.
И ещё – смелости и свободы.
И достоинства.
Без всего этого учитель не учитель.
А ведь если учитель перестаёт быть настоящим учителем, солью земли, – это главный признак разрушения нации.
Поиск
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов