Вера Афанасьева

Экзистенциализм против марксизма – начинает и выигрывает
05.05.2018 - 09:45

5 мая 1813 г. родился Сёрен Кьеркегор, основоположник экзистенциализма, а 5 мая 1818 г. – Карл Маркс, создатель политэкономии и материалистического понимания истории.  Идеи обоих радикально преобразили мир. Их разделяют ровно пять лет и противоположное отношение к человеку – как-то совсем иначе за это время расположились звезды. 

Кьеркегор увидел в человеке сложнейшую (страждущую и надеющуюся)  натуру, которой  свойственны  страх,  отчаяние, одиночество, осознание своего несовершенства и краткости своего существования, но вместе с тем – и стремление к красоте, любовь к  миру, острая радость жизни. И главное – человек Кьеркегора свободен, он просто обречен на свободу. 

Маркс отнес человека к производительным силам, сделал его только  винтиком социального механизма; «делателем», обеспечивающим технологический прогресс и стремящимся к справедливому распределению социальных благ. Человек Маркса прост, безлик, всегда объединен в коллективы и совершенно не свободен. 

Экзистенциализм перевёл основной интерес философии от создания целостных картин мира, от изучения социального устройства на отдельного человека. Человек уникален и бесценен, и все, связанное с ним, чрезвычайно важно: каждый миг, всякая мелочь, любая мысль, мимолетное чувство и  случайное ощущение. Человеку свойственно любить и ненавидеть, он вправе быть одиноким, ему на пользу идут грусть и опасности, он интересен сам себе, но и миру он важен  – из этих представлений экзистенциализма вышли великие литературные и философские произведения, гениальная музыка, чудесная живопись, шедевры кинематографии. И представления эти не нужно претворять в жизнь, в их истинности каждый вольно или невольно убеждается сам, на себе самом. 

Маркс же создал универсальную и очень стройную общественную модель, а ошибся «всего-навсего» с человеком. И когда эту модель стали прикладывать к реальности гораздо менее умные его последователи, выяснилось, что именно человек не укладывается на  тесное и жёсткое ложе марксизма. Потому что думает  он не только о производстве, делает не только то, что необходимо для строительства коммунизма, а жить хочет не в будущем, а здесь и сейчас.

Вот тогда-то последователи Маркса и стали упрощать, умалять, усреднять  человека, доводя до заданного Марксом примитивного образца. Не довели и не уложили, хотя нередко и головы рубили, пролили много крови, натворили дел и сделали несчастной значительную часть человечества.

А человек – он даже и при тоталитарных режимах остался человеком. И делал всякие глупости. И думал о чепухе. И ленился на работе. И страдал, иногда и безо всякого повода. И любил, кого не следует.  И лгал без  нужды. И боялся не только компетентных органов, но и  гусениц с мышами.  И любовался не станками, а майскими листиками. И искал не всеобщего, а собственного счастья.

Суть экзистенциализма в том, что человек в любом теле, при любом уме, с любыми убеждениями, при всяких обстоятельствах вправе быть и жить, так, как он того пожелает сам, а не как предписывают ему другие, пусть даже гораздо более серьезные и практичные. Ведь жизнь его единственна и неповторима, и она именно его и только его.  

И склонен человек по природе своей не прокладывать прямые общественные магистрали, а протаптывать свою узкую жизненную тропу – тихими стопами, нередко виляя и отступая, часто проваливаясь  в ямы и завязая  в болотах, но  иногда и  взлетая в небеса.  Так что прав был великий Кьеркегор: «Жизнь – это не проблема, которую надо решить, а реальность, которую надо узнать по опыту». 

А знаете, что он завещал всем нам? «Превыше всего не забывай свой долг любить себя».   Я отдаю должное Марксу, а люблю Кьеркегора и следую ему. «Добро есть свобода».

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов