Ольга Сокольская

Укек-2018: впечатления и рекомендации
11.09.2018 - 08:42

Солнечное утро субботы. С коллегами из Общественной палаты города и представителями мэрии Саратова поехали на фестиваль исторической реконструкции «Укек. Один день из жизни средневекового города» на Увеке. Добрались быстро. Около 10.00 были на месте.

Увек (Укек) – один из первых городов Золотой Орды, археологический памятник средневековой культуры народов Поволжья. Город основан в середине XIII века. Построен пленными людьми из разных стран, завоеванными монголами. Свое название получил от слова гора (возвышенность). Население города было многонациональным и исповедовало разные религии. Укек – город ремесленников и торговцев, здесь так же чеканили собственную монету. Первые официальные археологические раскопки произвели здесь в конце прошлого века. При исследованиях были обнаружены мавзолеи с захоронениями местных богачей, раскопаны остатки бани и усадьбы. Многочисленные находки размещены в настоящее время в Саратовском музее краеведения. Среди них есть и древняя посуда, и украшения, и конечно, монеты [http://otzovik.com/review_6942450.html].

Несмотря на то, что данный фестиваль проводится уже седьмой год подряд – здесь оказалась впервые. Перед взором открылся замечательный вид на волжские просторы с многочисленными островами, баржами… и вдали, за туманной мглой прорисовывались разные нагромождения объемов зданий и сооружений Саратова, центральной его части, будто никакого плана застройки она вовсе не видела…Там, где наш автобус остановился, просто груда серого песка, а может быть земли, вообще не очень понятная субстанция, куда мягко проваливаются ноги, тормозя движение… Дороги, так таковой нет. Можно представить, если пройдет дождь, что тогда будет: месиво грязи, да и только… В тот момент – пылища от подъезжающих машин и автобусов.

Сама местность очень впечатляет: с одной стороны возвышенности, а с другой – просторы Волги с грандиозными перспективами, чувствуется масштаб и мощь.

Вначале нас встретила проверка – контрольный пост, что очень правильно в наше «смутное время», далее широкое пространство с большой сценой, а также различными местами по бокам для питания, центром для исторических конных состязаний, рядом – несколько больших качелей (недостаточно, на такое количество народу). В кафе в основном шашлыки, видимо решили, что во времена средневековья питались все во основном мясом, а это не так: мясо употребляли в праздники, основной едой в те времена была рыба, крупы, молочные продукты, коренья. В кафе предлагали какао и кофе. Они, для справки, появились лишь в XV веке, а питьём Средневековья являлись плодово-ягодные напитки, настои трав, квас, пиво и вино. Однако здесь, где-то предлагали и хот-доги, что ещё больше удивило.

Пока не было больших толп, решили посетить археологическую площадку, спустившись чуть вниз по такой же пыльной дороге с песком и камнями вперемешку. Наткнувшись на новенький металлический забор, не сразу поняли, что это и есть «романтика археологов». Оказалось, это то самое место, где идут раскопки. Там с одной стороны – приспособления для просева земли, с другой – музейные лотки с экспозицией, а прямо по курсу – культурный слой, с ямами, могилами, скелетом… Осмотрев этот слой, несколько озадачились тем, что в его глубине обнаружили застрявшую «в веках» пластиковую, изрядно помятую, бутылку и несколько кусков резины от порвавшихся шин…

Далее наш путь лежал через площадку с рукоделием, к музейному краеведческому шатру, где уже толпился народ, стремясь «окунуться» в «былые времена». Через символические ворота оказались в зоне мастеровых и торговли. Места тут маловато, уже в 11.00 ч.  началась толкотня: всё интересно, а пробраться сквозь толпу сложно. Мастер-классы, но как разместиться? Площадки очень тесные или вовсе их нет, т.к. вдоль дороги примостились: здесь и ткацкие, и кузнецы, и из олова выливают украшения, и из глины посуду мастерят… Ратует – все торговцы и мастеровые в одеждах того времени, сдержанные цвета и витиеватые украшения. Впечатлило то, что многие правдоподобно вжились в роль. Они не просто реализовывали свои изделия, но и повествовали о их сотворении, проводили мастер-классы и т.п.

Приятно видеть многочисленные средневековые игрища, которые, почему-то, на современный манер, стали квестами величать. Площадка с тиром: стрельба из лука, весьма кстати, очень увлекательно и подходит именно для этого фестиваля, а вот пальба из пневмонического оружия, это как-то странно. Впечатлил театрализованный сектор «Ставка эмира», где показан средневековый быт. В этом «лагере кочевников» мастер-классы по письменности, но тоже, к сожалению, «тесный», но очень занимательный. Там же чеканка старинных монет – пользовалась успехом. Жаль, кукольного спектакля мы не дождались, т.к. уезжали в 13.00 ч., впрочем, наверное, и многих других мероприятий тоже. Так, как далее, сообщили в прессе, были выступления музыкальных групп, с произведениями в этно-фолк стиле.

Народ прибывал… и скоро заполонил всё пространство – это стало напоминать демонстрацию, т.к. основная дорога одна, а обходных путей – нет.

Тем не менее люди радовались и атмосфере фестиваля, и погожему дню, и общению друг с другом, а также погружению в эпоху.

Несмотря на скопление публики, нигде не валялся мусор – за чистотой и порядком присматривали специально приглашенные волонтеры. Не забыли и о биотуалетах, в которых постоянно проводилась уборка. Правда, некоторые из них загораживали виды на завораживающие пейзажи речной долины, мешая фотоссесии.

Укек – вот он, готовый туристический продукт, способствующий позиционированию Саратова как центра притяжения рекреантов. Однако благоустроить данное место не помешало бы, тем более такое мероприятие проводится не первый год и будет успешно развиваться в дальнейшем. В свете этого на будущее определенные рекомендации организатором полезны: 1) мощение – очень важно и необходимо в таком месте. Можно использовать на основном маршруте бетонную брусчатку красноватого или желтоватого оттенка выполненную из тяжелого бетона М400, но реально решить данную задачу и более инновационным покрытием – брусчаткой с фиброволокном, прекрасно имитирующую брусчатку из натурального камня, которой укладывали дороги и тротуары в далекие средние века. Данный вид тротуарной плитки способен привнести в экстерьер феодальную атмосферу, некий аристократический шик, таинственность и романтику, вместе с тем создать ощущение простоты и природной естественности.

Более дешёвый вариант – мощение из досок. В средние века для того чтобы как-то улучшить состояние дорог в городах, местные власти мостили дороги при помощи них. Основным элементом деревянной мостовой являлись бруски, в большинстве своём из сосны, которые в простонародье называли «шашки». «Подобного рода деревянная мостовая была твёрдой, прочной, спокойной для езды в конных повозках. Даже тяжёлый гужевой транспорт проезжал по ней без грохота и шума. Однако данная мостовая имела один, значительный недостаток. После выпадения даже незначительных осадков она вспучивалась, и после весеннего таяния снега, над поверхностью дороги появлялись горки. Именно тогда стали применять конопляное масло, в качестве средневековой олифы, различных мастик и шпатлёвок. Деревянные бруски пропитывали кипящим конопляным маслом, а затем высушивали. После такой обработки древесина оставалась лёгкой, но по прочности и устойчивости к гниению не уступала камню». Чем не выход? А для людей удобство и комфорт!

2) стоянки для транспорта необходимо просто заасфальтировать или сделать на них покрытие теннисит – новый материал для строительства дорожек и площадок, изначально был разработан для грунтового покрытия теннисных кортов. Такое покрытие подойдет и для тематических площадок. Теннисит состоит из глины и наполнителя в виде высевок кирпичной керамической крошки наивысшего качества. Классический теннисит примерно на 80% состоит из молотого кирпича (разный гранулометрический состав – от частиц около 0,25 мм до крошки размером 5 мм), около 12% составляет подготовленная глина, в качестве связывающего материала добавляется известь. Глинистые частицы при контакте с водой разбухают, без них покрытие будет пылить и не сможет образовать плотную цельную структуру.

Кирпичная крошка обладает набором необходимых свойств: прочность гранул, отсутствие режущих граней, способность пропускать воду, способность удерживать влажность, вяжущие свойства, создающие пластичность, способность поддерживать воздушно-водный баланс в поверхностном слое и обеспечивать относительную мягкость покрытия. Эти свойства делают покрытие из теннисита не только максимально безопасным, но и экологичным [http://www.vsenasklade.ru/products/gruntovoe-pokrytie-iz-kirpichnoi-kroshki-spets-smes-tennisit]. Кстати, теннисит считается самым не травмоопасным покрытием, поэтому в таких людных местах, особенно в праздничные дни, оно будет просто незаменимо. Поэтому, следует организаторам взять на вооружение!

3) примечательно, что места для сидения были только в кафе, остальной люд ютился на склонах возвышенности или на сухой траве, что не для всех комфортно, поэтому логично в этом случае разместить бревна, в качестве скамеек

4) Необходимы навесы, так как днём очень жарко, а тени там нет, можно обычные полотняные навесы на площадках, в местах скопления людей, на сценах. Опыт такого рода фестивалей за рубежом и в России показал, что они необходимы, в связи с тем, что спасают от атмосферных осадков, палящего солнца, тем самым обеспечивая тот же самый комфорт. Археологическую площадку следует оградить не металлическим забором, а глинобитной, или плетеной, или реечной стеной, близкой к находкам и стилистически правильной.

5) Устройство контактного зооуголка. Здесь могут быть и лошади, и козы, и кролики…, которых можно погладить, покормить, понаблюдать за их поведением. Например, на аналогичном фестивале в Стокгольме можно сыграть в азартную игру – делать ставки (путь будут леденцы или корм для животных) в какую башню побежит мышка, а также с этой мышкой поиграть, кстати, средневековая потеха… будет интересно и детям, и взрослым.

6) больше разнообразных мастер классов, чтобы задействовано масштабное количество народу, например, это и гончарное производство, и кукольное, и плетение из чего ни будь разных изделий, игра на средневековых музыкальных инструментах… К примеру, использовать опыт Коломенского, где исполняют музыку на металлических пластинах и дают попробовать каждому. Прекрасный повод «прикоснуться» к «мелодии вечности» …  Можно давать на прокат одежду в стиле средневековья, если кто-то приезжает на целый день, и головной убор любому, в качестве сувенира.

7) В целом, для поддержания данной местности в надлежащем состоянии необходимо создать на этой территории постоянно действующий этнографический парк эпохи Средневековья с археологическими, музейными, познавательными функциями, феодальными играми и мастерскими, со спортивными состязаниями и театральными действиями. Здесь нужно основать постройки в стилистике данного времени. Парк круглогодичного использования. Зимой здесь можно также посещать музеи с выставками, заниматься в мастер-классах, кататься на лошадях, санях, все те же турниры, ярмарки, спортивные состязания возможно проводить и в этот период.

Такой парк будет интересен как «заезжим гостям», так и всем саратовцам, а главное – он будет постоянно в действии и приносить доход в городскую казну, а не только расходы.

Подводя итог, есть все основания полагать, что настоящий фестиваль займет достойное место в ряду самых известных российских и зарубежных мероприятий исторической реконструкции, будет расти и развиваться, ведь для этого имеются возможности, а, если администрации города задуматься о создании постоянно действующего одноименного ландшафтно-архитектурного комплекса, то такое решение станет эффективной базой для развития туризма не на один день, а постоянно. Тематический парк – это хороший бизнес, который может существенно пополнить городской бюджет и привнести познавательно-культурный потенциал для Саратова, а создание подобных специализированных объектов ландшафтной архитектуры на территориях любого населенного пункта нашей области серьезно улучшит их экономическое положение.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов