Александр Ландо

Как разваливали строительный бизнес
14.09.2018 - 14:19

Опять сегодня съездил посмотреть, как идут дела на стройплощадке школы в Солнечном-2. С утра 16 человек, одна половина наблюдает, как разворачивается самосвал, груженный раствором, вторая половина любуется, как мужик выгребает лопатой такой же раствор из другого самосвала. До сдачи объекта осталось три месяца, а там еще работы на полгода как минимум. Не сдадут – федеральные деньги уйдут обратно в бюджет.

Конечно, бюджетные миллионы могут многое, а сейчас счет идет на миллиарды рублей. В том числе и позволить работу в три смены, и армию строителей на важном социальном объекте. Но здесь как раз такой случай, что даже успешное финансирование не позволяет преодолеть проблемы, накопившиеся в строительной отрасли за последнее десятилетие.

В том, что эти проблемы реально существуют, можно убедиться даже не заходя на стройплощадку. Года два назад ехал на поезде в Москву. И обратил внимание на плацкартный вагон, который был забит до отказа мужчинами всех возрастов с дорожными сумками. Оказалось, это вахта наших саратовских строителей едет на столичные стройки. И давно уже ездят. Две недели работают, две недели дома. И таких вагонов в том поезде, полных штукатуров, бетонщиков, экскаваторщиков, водителей, кровельщиков, плиточников был не один и не два. Выбирают себе старшего, бригадира, и вперед. Живут в общежитиях, сами себе готовят, экономят, чтобы не потратить в столице заработанное, а дома ждут семьи, родители.

Спросил, почему не работается на родной земле. Мне ответили, что и зарплата не устраивает, и работы не найдешь. Насчет зарплаты это понятно. Но вот второй аргумент заставляет задуматься. И вспомнить опять же недавнее прошлое.

Сегодня в СМИ довольно часто появляются материалы, посвященные проблемам некачественного выполнения госзаказа и обманутых дольщиков. И в этой теме ключевыми являются название балаковских компаний ЗАО «Стройэкс» и ОАО «Саратовгэсстрой», обе СМИ считают аффилированными к экс-губернатору Павлу Ипатову. Последнняя строительная фирма принесла немало горя жителям Энгельса и Балаково, оставив сотни людей без квартир в домах, в которые они имели несчастье вложить деньги. Сейчас обманутым дольщикам получить свое жилье стараются правительство Саратовской области, депутаты Государственной Думы, правоохранительные органы. И «Стройэкса» как такового уже не существует, и «Саратовгэсстроя», но помнят о них в нашем регионе очень хорошо. Не дает забыть и непрерывно разрушающаяся Набережная в Саратове, которую сколько ни ремонтируй, а она все равно разрушается, в том числе и из-за некачественно выполненной строителями работы. А она стоит сотни миллионов рублей!

Именно ЗАО «Стройэкс» и ОАО «Саратовгэсстрой» являлись лидерами строительной индустрии в период, когда губернатором в регионе был печально известный и ныне счастливо здравствующий Павел Ипатов. Компании, пользуясь особым благоволением главы региона, получала львиную долю «вкусных» бюджетных заказов на строительство объектов соцсферы. И если раньше в области важнейшие стройки по госзаказу распределялись между несколькими компаниями, способными работать хорошо и в сжатые сроки, то Ипатов, видимо, придерживался другого мнения, кому давать работу и деньги, а кому нет. Это были золотые времена для «Стройэкса» и «Саратовгэсстроя».

Возмущение жителей областного центра не может не вызвать миллиардный ущерб, нанесенный региональной казне ОАО «Саратовгэсстрой». Это, в первую очередь, касается качества работ, выполненных при строительстве Набережной в Саратове. И это без учета недостроя проблемных домов! Эти две кампании претендовали на звание флагманов стройиндустрии по освоению бюджетных средств. И им это вполне удалось, не без помощи, конечно, власти! И это происходило в то время как Леонид Писной, Байтемир Шамхалов, Александр Сеноженский и другие гиганты саратовской стройиндустрии остались за бортом региональной стройплощадки, переключившись с госзаказа полностью на возведение жилья.

А что значит для строителя выпасть из производственной обоймы, стать ограниченным в развитии? А то и значит, что потерять и связи, и выход на рынок в этой серьезной сфере. Лишиться квалифицированной рабочей силы. Именно эта категория работников оказалась наиболее востребованной в развивающейся России. Саратовская же область, оказавшись в условиях искусственно созданной строительной монополии, оказалась неспособной развиваться по законам рынка, оставив многих рабочих строительных профессий без мест и заработка. Да и подготовка по строительным специальностям практически свелась к нулю. Массово стали закрываться профессиональные лицеи и колледжи, обескровив и без того тощий контингент.

По подсчетам экспертов сегодня около 5000 рабочих-строителей ищут заработок за пределами региона, а это, кроме неспособности области обеспечить свои стройплощадки достаточным количеством квалифицированных работников, означает и уменьшение налогооблагаемой базы и снижение поступлений налогов в бюджет. За время пребывания Павла Ипатова в губернаторской должности через ЗАО «Стройэкс» было прокачано более 12 млрд бюджетных рублей, на плаву остались 2-3 строительных компании, остальные либо прекратили существование, либо до сих пор не в состоянии оправиться от кризиса.

Но самое главное, что произошло, это беспрецедентное снижение контроля экономического блока в те годы за ситуацией в строительной отрасли, когда направо и налево, неизвестно по какому принципу раздавались в Саратове и других городах области участки под застройку. Именно поэтому появились «аббасовы», «тихоновы» и другие без роду, без племени, у них не было никакой материальной базы для строительства, зато была близость к власти. Кстати, тогда же и пропали неизвестно куда 2 миллиарда рублей, поступившие в региональную СРО – саморегулируемую организацию, призванную решать проблемы строительного сообщества. А курировал эту организацию первый зампред правительства Алексей Щербаков. Именно поэтому мы имеем сегодня более 50 недостроев и армию обманутых дольщиков. Сегодня эти проблемы решаются, в том числе и за счет самих дольщиков и строителей. Но для региона это в лучшем случае топтание на месте, а с учетом всех потраченных сил и вложенных средств могло бы быть движение вперед!

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов