Александр Ландо

Правительство пускает голубей
10.10.2011 - 17:06

В минувшую пятницу у нас состоялись депутатские слушания на тему взаимодействия исполнительной власти Саратовской области с муниципальными образованиями. Этот вопрос, я считаю, давно назрел: надо было разобраться, как данное взаимодействие складывается.

По ходу доклада министра по делам территориальных образований Павла Петровича Беликова (который рассказывал, как все происходит) могло сложиться впечатление, что все у нас гладко: он привел множество цифр, статистику и т.д. Так вот, на мой взгляд, и я публично говорил о том (вообще на слушаниях было много критических замечаний, в том числе и от глав муниципальных образований), что в области по многим параметрам вообще отсутствует такое взаимодействие. Более того, отмечалось, что некоторыми действиями правительства и министерства, в частности, вносится раздрай, именно по этой причине такие отношения сегодня оставляют делать лучшего, если не сказать больше: они совершенно не партнерские.

Отношения между правительством и муниципальными образованиями строятся, на мой взгляд, вот по какому принципу: все, что в области хорошо – это заслуга областного правительства, а все, что плохо – это муниципальная власть, это районы. Самое главное – нет диалога между органами исполнительной власти и МСУ; это очень плохо и наглядно просматривается и в том, что когда проводится административный совет в правительстве или совещания с руководителями районов – они сводятся к монологам, к "накачке" и в последнее время практически отсутствуют примеры, когда кто-нибудь встал и рассказал о своих проблемах, как происходит, например, на слушаниях и других мероприятиях в областной думе.

К сожалению, в системе этих взаимоотношений центр тяжести переходит с исполнительной власти на законодательную власть – на областную думу, потому что именно сюда муниципалы приходят, кроме того, чтобы получить помощь, поделиться своими проблемами, болью, за сочувствием и сопереживанием. С одной стороны, для думы это может быть и хорошо, но по сути своей это плохо: плохо по той причине, что законодательный орган власти должен решать вопросы заполнения правового поля – разрабатывать и принимать законы и т.д., а исполнительная власть должна решать конкретные проблемы, связанные с социальной сферой, с экономикой, в том числе и в районах и т.п.

Конечно, может, представители муниципалитетов были бы и не против выступить, но опыт показывает, что на них в таких случаях сразу начинает оказываться давление, они попадают в "черный список" и потом это отражается на получении ими субсидий и трансфертов и т.д. Причем все это можно провернуть в рамках действующего бюджетного законодательства. То есть, если например Балашовскому району предписано отдать какие-то деньги, то их можно перевести не сегодня, не завтра, а послезавтра: то есть вроде и выполнили, но выполнили в последнюю очередь. Сегодня нет прямых контактов между губернатором, вице-губернатором и главами районов. Если эти встречи происходят, то они имеют место на каких-то совещаниях, во время приездов чиновников в районы, а вот так, чтобы поговорить один на один, обсудить проблемы конкретного района - такая практика сегодня утрачена.

Конечно, когда я выступаю, то нахожусь в разных весовых – политических – категориях с главами районов и их администраций. Например, выступает глава Вольского района Анатолий Краснов: по физическому весу он больше меня, но по политическому вряд ли, потому что я могу позволить себе выступить с критикой и сказать все, что я думаю, а он сделать этого не может, потому что такая инициатива может оказаться наказуемиой.

Если раньше глав районов можно было ежедневно видеть в правительстве, в кабинетах губернатора, вице-губернатора, зампредов, то сегодня это вообще редкое явление. Я уже не говорю о том, что кто-нибудь им взял, позвонил и поговорил с ними, даже элементарно поздравил с Днем рождения. При Дмитрии Федоровиче Аяцкове было совершенно по-другому; это был другой вид и уровень общения. Все об этом, естественно, помнят и сегодня, поэтому поводу сегодня есть определенная ностальгия. На депутатских слушаниях я даже привел пример: когда я был в конкурсной комиссии по выборам администрации Балашовского района, первым моим советом вновь избранному главе было предложение позвонить губернатору и вице-губернатору, всем зампредам и министру по делам территориальных образований, проинформировать об избрании и подписании контракта и попросить о встрече для обсуждения проблем района. В итоге он всех обзвонил, но наличие обратной связи продемонстрировал только один Стрелюхин. То есть практически никто не удосужился ему позвонить, с ним поговорить насчет проблем Балашовского района. Это очень плохо.

Взаимодействие исполнительной и муниципальной власти должно быть направлено на то, чтобы жизнь людей, проживающих  на этих территориях, становилась лучше. Но никто не вспоминает, что есть 131-ФЗ, вспоминают, только когда что-нибудь нужно от районов или наоборот сложить с себя всякую ответственность – им начинают прикрываться и спекулировать на нем. Но главное – не 131-ФЗ, а люди, которые живут в области. Важно, чтобы в домах у них было тепло, возможность купить по доступной цене продукты и т.д., чтобы была чистота и порядок. Но сегодня мы видим, что интересы даже сельхозтоваропроизводителей, которые сосредоточены в районах области, никто не лоббирует: в сетевые магазины им пробиться очень и очень сложно. Так что этими вопросами надо заниматься, ведь сегодня речь идет о закрытии в районах почты, налоговых инспекций, школ, ФАПов. В то же время министр образования Татарков поддержал усилия районных администраций по закрытию малокомплектных школ (например, в Татищевском районе). То есть там, где не надо правительство в лице министра Татаркова поддерживает руководство районов, - это неправильный подход.

Общение между муниципальными образованиями и региональной исполнительной властью сегодня происходит в виде почтовых голубей, которые отправляются с той и с другой стороны. Министерство Беликова сосредоточило свои усилия на том, что посылает различные директивы, требует с районов справки и отчеты, те, в свою очередь, им письма шлют – пускают голубей друг другу навстречу.

На депутатских слушаниях ставился вопрос и о том, что надо дать возможность согласовывать назначения на должности главврачей, директоров школ, училищ и т.д. с соответствующим министерством, но мы должны в "обратную играть": разве не должны минсоцразвития и минздрав, когда проводят назначения в подведомственных учреждениях, согласовывать это с районной властью. И мы видим, что подчас вмешательство соответствующих министерств в жизнь муниципальных районов происходит в таком виде, что профессиональных людей снимают с должностей только за то, что они, будучи депутатами, голосовали на заседаниях местных муниципальных собраний не так, как хотелось нашему правительству. В результате получается, что на ответственных должностях оказываются совершенно "странные" люди: так например, в Балашовском районе на должности директора училища оказался бывший водитель. Вот какие мы имеем примеры.

Я подчеркивал, что на территории нашей области образовались так называемые "горячие точки" в виде Ершова, Балашова, Петровска. До недавнего времени в этом списке был и Энгельс. Но, к сожалению, министр Беликов вместе вице-губернатором Бабичевым ездили туда не тушить их, а разжигать и подбросить еще поленьев, чтобы было "пожарче".

Приведу конкретный пример: у меня в свое время было поручение депутатского корпуса облдумы поехать вместе с Василием Синичкиным в Петровск, и задача была одна – посадить за стол переговоров всех участников конфликта и найти компромисс, в общем привести все в мирное русло. Но, приехав в Петровск (еще до роспуска райсобрания депутатов) и позвонив Матросову, Безверхову, Чернову, я узнал, что их в это время вызвали в приемную губернатора в Саратов. Кончилось все тем, что диалога не состоялось, а им организовали в правительстве области пресс-конференцию; там они выступили с обвинениями в адрес другой части депутатского корпуса, а в итоге мы имеем сегодня то, что имеем. После этого депутаты самораспустились, и до сих пор идут судебные разбирательства. Все это является примером того, как не нужно поступать министерству по делам территориальных образований.

В заключение хотел бы отметить два момента. Ни разу губернатор еще не встречался с главами окружных администраций; не было обмена мнениями между высшей властью Саратовской области и нижним звеном муниципальной власти, то есть теми людьми, которые ближе всего стоят к населению нашего региона, к которым обращаются по любым самым мелким бытовым вопросам – не горящая на улице лампочка, разбитая дорога и т.д.

Второе: у нас еще есть самое большое муниципальное образование – "Город Саратов". Так его как будто вообще не существует для министерства, для губернатора, для вице-губернатора. Взаимоотношения между ними, как кажется, разворачиваются исключительно через прессу, где озвучиваются взаимные обвинения и открытые письма. Это вместо того, чтобы хотя бы прийти и посмотреть, где открывается дверь в администрацию города Саратова, и встретиться там с работающими людьми. Такого еще не было ни разу за последние 7 лет.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов