Ольга Сокольская

Какой необходим "игровой ландшафт"?
12.07.2019 - 08:55

Анализируя материалы процесса реализации программы "Формирование комфортной городской среды" по Саратовской области поразило то, что установка детских игровых площадок однотипна, они как близнецы братья похожи друг на друга, очень яркие, даже раздражающие. Нет в этих площадках души, просто кричащее безвкусие и только.

Хочу отметить, если так дальше пойдёт, то смысла комфорта не будет. Дело тут гораздо глубже, чем может представить обычный обыватель. Большинство современных детских площадок в Саратове и Саратовской области сделаны неправильно.

Предвижу, что все начнут ругать автора, якобы хорошо, что хоть такие есть площадки и пр. Но встаёт вопрос, что такое детская площадка? "Детские площадки – это территория для игры детей и их активного отдыха при том разных возрастов: ясельного (до 3 лет), дошкольного (до 7 лет), младшего и среднего школьного возраста (7 - 12 лет), подростков (12 - 16 лет). Детские площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для различных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам" – это определение из материалов справочника. Цитирую Илью Варламова, одного из блогеров, специалиста архитектуры, закончившего 2006 г. Московский архитектурный институт: "Детские площадки – один из типов городских пространств, по которому легко можно определить, в хорошем городе ты находишься или нет. Интересно ли мэру работать, заботится ли он о комфорте людей и имидже города, или просто выполняет необходимый минимум для отчёта перед губернатором". Это очень точно подмечено.

Теперь посмотрим какой же должен быть "игровой ландшафт".

Существует несколько критериев по которым можно оценить детскую площадку: безопасность, креативность, доступность, удобство и дизайн.

Зарубежье, на которое все ссылаются, нет однотипных пластиковых городков, выполненных в цветовом сочетании "вырвиглаз". Все элементы детских площадок умело вписаны в городскую среду, почти все они отличаются друг от друга, большая часть их могут помочь ребёнку проявить себя и обучить его разным полезным навыкам. На Руси тоже были такого рода площадки и несмотря на то, что раскрашивались в яркие цвета, они подбирались таким образом, что не вызывали диссонанс и раздражение. Например, в Германии тоже нет кричащих цветов, а забава для юных фантазёров огромна.

Детские площадки огораживают живой изгородью, мощение – кирпичная крошка, или песок, или стружка. Это самые безопасные покрытия наряду с резиновой плиткой и синтетической травой, но при этом они выглядят более естественно, а главное, экологичны. Дорожки вокруг них не из бетонной брусчатки, а из красного кирпича, который не нагревается и не источает вредные вещества. Такой кирпич был популярен и в прошлые века для мощения пешеходных территорий. Большие участки для игр ребят рядом с окнами никогда не располагают, разве что только для малышей. Вы, наверное, понимаете почему? Да, шумная детская активность должна быть вдали от окон жилых зданий. Отсутствие улиц с интенсивным движением – одно из главных требований для создания хорошей детской площадки, а не так как у нас – вплотную к проезжей части. Машинам въезд запрещён во многие жилые кварталы стран зарубежья.

Широко применяют рельеф – перепад высот как раз использован для создания более интересного игрового пространства.

Во многих Европейских странах в основном используют натуральные материалы, подобно японским садам. Безусловно, здесь нет сказочных домиков, но зато горки, сетки, канаты, батуты, качели, лазы — всё это способствует развитию фантазии, удовлетворяют собственное любопытство, формируют физические и социальные навыки. Там нет типовых площадок. Это значит, что процесс обучения и познания мира для ребёнка не прекращается, он может постоянно открывать что-то новое. Современные дети забывают, что такое природа, следовательно, просто коряги, камни и бревна могут быть частью детской среды. Ранее, например, во Франции, применяли детские площадки с элементами конструктора, где ребята сами создавали из натуральных материалов (веток, соломы, спилов, небольших брёвнышек, канатов, тарзанкок, ящиков, коряг, камней и т.п.) шалаши, "замки", мостики и др. – развивая изобретательность и творческие способности, а также уча детей с ранних лет разумной осторожности и грамотной оценке ситуации. Игровая зона – неотъемлемая часть ландшафтной архитектуры и при этом она должна быть максимально приближена к природе. Формы детских площадок чаще всего ассиметричная и неровная, то есть естественная. Цвет – лишь акцент в каком-то одном элементе. Многие детские площадки создаются из подручных материалов. Так, "в Токио тоже нашли оригинальный способ утилизировать старые покрышки. Здесь создали игровую зону с огромными киношными монстрами. На создание Годзиллы, Кинг-Конга и динозавров в натуральную величину ушло несколько тысяч резиновых покрышек. Теперь дети могут не только лазить по ним, но и собирать собственных чудовищ из заготовленных специально для этого, покрышек". Или "в Висбадене есть детский аттракцион в форме Пентагона – настоящий рай для маленьких альпинистов. Ее основой являются две изогнутые трубы, на которых навешано множество качелей, сеток и батутов". В Барселоне исполнилась мечта детей видеть горку большой при большой, устроенную из металлического листа" [https://arbero.ru/blog/netrivialnyiy-podhod-k-stroitelstvu-detskih-ploshhadok.html].

Все эти примеры показывают, что современная детская площадка должна быть "игровым ландшафтом", где ребята не только быстрее развиваются, но и становятся более внимательными, реже страдают от депрессий и синдрома дефицита внимания.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов