Иван Менякин

Промышленность и кадры военного Саратова
16.09.2019 - 11:46

В продолжении рассказа о Саратове в период Великой Отечественной Войны, хочется поделиться материалом о состоянии промышленности города, энергетическом вопросе и кадрах прифронтового Саратова.

"Руководствуясь марксистско-ленинским учением о законах современной войны, Коммунистическая партия и Советское государство делали максимум возможного в тех условиях, чтобы Красная Армия была вооружена новейшей техникой. С началом войны усилия партийных, хозяйственных и советских органов области направлялись на то, чтобы перевести предприятия на выпуск военной продукции. В этих целях завод комбайнов, например, завершал переход на массовое производство первоклассных истребителей Як-1. Саратовская фабрика музыкальных инструментов переключилась на производство армейских лыж и рам-мокроступов; швейные фабрики в широких масштабах наладили пошив армейского обмундирования; шорно-седельная фабрика полностью перешла на выполнение заказов по пошиву снаряжения.

Только во Фрунзенском районе было освоено свыше двух десятков новых видов продукции, снаряжения или предметов армейского быта (ручные гранаты, запалы, окопные печи, фурнитура для снаряжения и т. п.). Обстановка на фронте требовала крайне сжатых сроков перестройки.

Немало хлопот партийным, советским и хозяйственным органам доставлял острый дефицит строительных материалов. В 1942 году численность рабочих на предприятиях стройиндустрии была втрое меньше штатной. Неудивительно, что они за первый год войны недодали свыше 30 миллионов штук кирпича, в том числе Саратовский завод красного кирпича – более 17 миллионов. Это не могло не отразиться на сроках завершения строительства эвакуированных предприятий и на обеспечении жильем рабочих и служащих. В работе кирпичных заводов в гораздо большей степени, чем перед войной, проявилась сезонность, а также привлечение к производству рабочих и транспорта заказчиков. Бытовал неписаный закон: "Нужен кирпич – давай людей и лошадей!".

Предприятия Саратова испытывали острую нужду в металле, топливе, электроэнергии: важнейшие экономические регионы страны были оккупированы врагом.

Надо было искать выход. В целях ослабления энергетического кризиса пришлось ограничить отпуск электроэнергии для бытовых нужд, ввести строгий график подачи тока предприятиям, а главное – принять меры по расширению действующих и строительству новых электростанций. В частности, за два военных года было построено три новых котла на ТЭЦ-1, возведены ТЭЦ-2 в Саратове и ТЭЦ-3 в Энгельсе. В итоге мощность генераторов значительно увеличилась. И все же электроэнергии не хватало ввиду малой мощности станций и перебоев со снабжением их топливом. В 1942 году электростанции по две недели не давали ток даже таким крупнейшим предприятиям города, как завод комбайнов и восьмирамный лесокомбинат, непосредственно обеспечивавшие продукцией защитников Сталинграда.

С топливом особенно было плохо в зиму 1941/42 года. Саратовским ТЭЦ его поставлял Савельевский сланцевый рудник, дела на котором шли из рук вон плохо. Надо было менять устаревшее оборудование, подбирать кадры вместо ушедших на фронт шахтеров, налаживать снабжение. Летом 1942 года работа рудника специально обсуждалась на заседании бюро обкома партии.

Преодолеть топливно-энергетический кризис помогли рабочие своим самоотверженным трудом и ученые поисками новых источников энергии. Геологи еще до войны предполагали наличие газовых месторождений на территории саратовского края. Перед началом войны поисковые партии развернули разведывательное бурение, а в 1942 году в районе Елшанки удалось наладить промышленную эксплуатацию газового источника. Дешевое топливо обеспечивало в первую очередь электростанции и хлебозавод № 1. Топливный кризис в Саратове был ликвидирован.

В перестройке хозяйства партийным и советским организациям тыловых районов страны пришлось решать одну из важнейших проблем – ускоренную подготовку кадров. Насколько для области и города она приобретала острый характер, можно судить по такому факту. В январе 1942 года для пуска на полную мощность эвакуированных в область предприятий требовалось более 30 тысяч рабочих.

Острую нехватку рабочей силы удалось предотвратить двумя путями: во-первых, за счет продления рабочего дня до 10-11 часов; во-вторых, путем замены ушедших на фронт мужчин женщинами, подростками и пенсионерами, добровольно пришедшими на производство. При этом добровольчество являлось основным каналом пополнения рабочей силы до создания системы фабрично- заводского обучения.

История сохранила немало свидетельств пламенного патриотизма женщин и подростков. Так, в Саратове уже на четвертый день войны группа патриоток через областную газету "Коммунист" обратилась ко всем женщинам области с предложением заменить призванных в армию мужей на их рабочих местах. Это обращение получило горячий отклик.

Активно включился в решение проблемы рабочей силы и комсомол. Саратовская комсомольская организация в первые полгода войны направила на работу в промышленность и железнодорожный транспорт 9 тысяч комсомольцев, в их числе 5100 девушек. Только на завершение строительства шарикоподшипникового завода обком комсомола послал 700 человек. Пять тысяч юношей и девушек пришли на эвакуированные предприятия. Кроме того, в производство влилось свыше трех тысяч студентов.

Но набрать рабочую силу – еще половина дела. Женщин и подростков нужно было обучать профессиям. Задача подготовки кадров решалась через систему трудовых резервов и непосредственно на заводах – бригадным и индивидуальным обучением.

С первых же дней войны рабочий Саратов включился во всенародное движение за наращивание выпуска промышленной продукции, повышение производительности труда. Уже в начале войны на предприятиях города родились новые формы социалистического соревнования, соответствующие новым историческим условиям. В частности, летом 1941 года возникло движение "двухсотников". Оно развернулось под девизом: "Одну норму за себя, вторую – за товарища, ушедшего на фронт". Вслед за "двухсотниками" появились "пятисотники", а немного позднее – "тысячники".

В Саратове о "двухсотниках" стали говорить еще в первые недели войны. Так, 2 июля 1941 года появилось сообщение со станкостроительного завода о выполнении передовыми рабочими дневного производственного задания на 250-300 процентов.

В конце августа газета писала о высоких производственных показателях группы передовиков производства судоремонтного завода Саратова. Известный стахановец завода И. И. Срогович давал в те дни почти 500 процентов к дневному заданию.

Движение "тысячников" получило наибольшее распространение летом и осенью 1942 года в развернувшемся по инициативе кузнецких металлургов Всесоюзном социалистическом соревновании, одобренном Политбюро ЦК ВКП(б). Особенно широкого размаха оно достигло в период героической обороны Сталинграда. В те тяжелые дни Саратовская партийная организация мобилизовала трудящихся на всемерную помощь защитникам Сталинграда. По городам и селам области прошли партийные активы, собрания коммунистов и передовиков производства. В ответ на призыв партии рабочие еще шире развернули соревнование за досрочное выполнение фронтовых заказов, за дальнейшее повышение производительности труда. В авангарде соревнования шли машиностроители.

В сентябре первого года войны в стране родилось такое замечательное патриотическое движение, как борьба за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом: "В труде, как в бою!". Инициатором нового движения в Саратове стал мастер завода комбайнов комсомолец И. Самсонов. Его бригада уже в феврале 1942 года получила звание фронтовой. Число этих бригад росло из месяца в месяц.

Героический труд рабочего класса, организаторская деятельность партийных и хозяйственных органов позволили резко повысить объем валовой и товарной продукции, а также изменить ее структуру. Особенно высокими темпами росла металлообрабатывающая промышленность. Она увеличила объем производства в четыре с лишним раза. Значительно увеличилась также швейная промышленность.

С перестройкой работы промышленности совершенно изменилось ее лицо. Возникли такие новые отрасли индустрии, как авиационная, шарикоподшипниковая, точного приборостроения, связи и другие. Структура промышленности города и номенклатура товаров полностью подчинялись интересам фронта, в частности Сталинградского."

На фотографии –Сборка самолётов Як-1 на Саратовском авиационном заводе.

По материалам книги "Саратов — прифронтовой город. Д.П. Ванчинов, Н.И. Шабанов,  Саратов 1985 год. Библиотека архитектора Менякина Ю.И.

Читайте также: Саратов накануне войныПромышленность довоенного СаратоваТранспорт и социальное развитие Саратова накануне войныЭвакуация в Саратов в годы войны.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов