Татьяна Никитина

Dura lex, sed lex
13.11.2010 - 14:02

В Москве жестоко избит мой коллега, журналист "Коммерсанта" Олег Кашин. Уже неделю журналистское сообщество вместе с представителями всех ветвей власти пытается ответить на два вечных российских вопроса "Кто виноват?" и "Что делать?" На первый вопрос, в его правовом аспекте, думаю, ответят силовики, благо расследование дела о нападении на журналиста взяли под личный контроль первые лица страны. А Дмитрий Медведев,  сочтя, что "это не общеуголовное преступление, судя по почерку", публично заявил, что "люди, которые к этому причастны, должны быть изобличены и наказаны" - независимо от их "положения, места в общественной системе координат, независимо от других заслуг, если таковые есть". Такое мнение президент высказал на встрече с сотрудниками "Российской газеты".

Сегодня я попытаюсь ответить на второй вопрос: "Что делать?". Сразу оговорюсь, это моя личная точка зрения, я не собираюсь ее никому навязывать. На мой взгляд, для начала ВСЕМ нужно начать жестко исполнять федеральное законодательство: Конституцию РФ, Федеральный закон "О средствах массовой информации", Уголовный Кодекс. В этих документах давно и четко прописан "алгоритм" работы журналистов с властью, права и обязанности СМИ и ответственность, в том числе, уголовная, власти за нарушение законодательства.

Правда, о самом существовании этих документов, как мне думается, многие представители власти не имеют ни малейшего представления. Но незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности за их нарушение.

…Приведу несколько примеров из собственного опыта. Звоню в приемную одного высокопоставленного чиновника, представляюсь, озвучиваю свой вопрос, прошу соединить с руководителем. В ответ слышу от секретаря: "Так Вы хотите по телефону получить ответ? Прямо сейчас? Но он же Вас по телефону не увидит, откуда тогда узнает, что говорит именно с журналистом"? Максимально вежливо объясняю секретарю: по ФЗ "О СМИ" я имею право на УСТНЫЙ запрос, буквально разжевываю содержание 39 статьи Закона. Уточняю, что никакой "государственной тайны" в необходимой мне информации даже отдаленно не наблюдается. Бесполезняк! Аргумент про "не вижу по телефону", как пудовая гиря, перевешивает все мои ссылки на Закон. Секретарь кладет трубку, замечу, даже не озвучив мою просьбу чиновнику, даже не спросив его мнения на этот счет. Это ее решение. Но лично я расцениваю этот отказ как нарушение ст. 144 УК РФ "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов", которое, на минуточку, "наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового" (цитирую УК РФ).

Уверена, секретарь чиновника даже не догадывается, что ей грозит за, казалось бы, "безобидное" хамство. А главное, как жестко она подставляет своего патрона. Наплевать ей на Закон, цель-то достигнута: приказ "не допущать" прессу до ушей и других частей тела начальника выполнен. Знакомая многим моим коллегам история. До боли знакомая. Поскольку именно так поступает большинство "секретарш" и "прессучек" муниципальных и региональных чиновников Саратовской области.

У "телефонной" отмазки есть несколько вариаций. Одна из самых модных у "прессучек" и у самих чиновников в ответ на просьбу о комменте (звоню по мобильному телефону) доверительно так, шепотом произнести: "Я сейчас на совещании, перезвоню попозже, как освобожусь. В 99% случаев "освобождение" так и не наступает, а "совещание" затягивается до окончания моего дэдлайна, когда текст уходит редактору. А утром, после выхода статьи начинается потрясающий спектакль. "Возмущенный" чиновник или его прессучка" звонит, сучит ножками, обвиняет журналиста в "однобокости" и "заказушности" материала, грозит занесением в "черный список" СМИ и дальнейшим отказом в предоставлении "какого бы то ни было" комментария.

Умницы мои, вы Закон о СМИ и Уголовный Кодекс внимательно, по буквам, прочтите для начала, а потом уже делайте столь опрометчивые заявления. Между прочим, это я, будучи добросовестным налогоплательщиком, в числе других российских граждан, плачу вам зарплату. А за что, спрашивается, плачу?

Впрочем, это еще не самый замечательный пример чиновного "законопослушания". Доводилось мне слышать из уст ранее уважаемых (а ныне совсем даже нет) чиновников, что называется, "первого" эшелона власти такую потрясающую по своей откровенности фразочку: "Татьяна, я на тебя обиделся/обиделась на публикацию, поэтому больше ничего комментировать не стану". От таких откровений я просто офигеваю! В федеральном "СМИшном" законодательстве нет такого слова "обиделся". "Обида" не может являться поводом для отказа журналисту в получении информации (смотри статью 40 ФЗ "О СМИ"). Так что все свои "обиды" на журналистов вы, неуважаемые, оставьте дома. Получили заветные чиновные "корочки", все, вы уже не простые граждане, имеющие право как малые дети "дуться" и "обижаться" на СМИ. Вы - власть. А значит, обязаны исполнять Закон. Точка. Об этом очень хорошо сказал Дмитрий Медведев на встрече с журналистами "Российской газеты". По мнению президента, "задача журналистов - рассказывать правду о людях, события в стране, и делать это профессионально и честно. Поэтому деятельность журналистов, какими бы они ни были - правые, левые, умеренных или радикальных взглядов - они будут всегда вызывать очень разные реакции".

"Политикам многим не нравится, что о них говорят и пишут, и мне, наверное, не всегда нравится то, что говорят и пишут обо мне, нашей стране", - признался президент. При этом он сказал, что уверен: "Именно в этом заключается призвание журналиста, чтобы через собственные взгляды, используя собственную аргументацию, авторитет, рассказывать о тех или иных событиях, да, придавая им субъективную окраску, потому что все мы люди. Чтобы это право было гарантировано, государство должно самым внимательным образом следить за трудом журналистов".

Тут, что называется, ни убавить, ни прибавить…

А теперь, в качестве ПАМЯТКИ для "закононепослушных" чиновников всех уровней власти, я позволю себе процитировать Закон. Знать его, как Отче наш, и исполнять, как мне представляется, обязаны все без исключения. И цитировать так, чтобы от зубов отскакивало, при поступлении на работу в органы власти. А законодателям как сейчас предлагается, не мешало бы ужесточить наказание за нарушение Закона. Может, тогда, очень хочется надеяться, что-то изменится к лучшему в нашем СМИшном пространстве.

Конституция РФ

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается

Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ)

Статья 1. Свобода массовой информации

В Российской Федерации

поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 09.02.2009 N 10-ФЗ)

Статья 39. Запрос информации 

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. 

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

Статья 49. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Статья 57. Освобождение от ответственности

Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

осуществления цензуры;

вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

нарушения права редакции на запрос и получение информации;

незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Уголовный Кодекс РФ

Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

(см. текст в предыдущей редакции).

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

 

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов