Антон Ищенко

Правительство выходит из-под контроля
03.12.2012 - 13:55

В Государственной Думе дискуссии становятся все жарче, а повороты событий все сложнее предсказать. Правда, теперь борьба уже идет не на уровне партия большинства-оппозиция. К думским единороссам присоединилось еще и Правительство. Министерства вносят такие поправки в Бюджетный кодекс РФ, последствия от принятия которых, наверняка затмят дело «Оборонсервиса». Махинации с госзаказом – цветочки, по сравнению с тем, что сейчас пытается «провернуть» Правительство. Поправки в Бюджетный кодекс – не что иное, как попытка исполнительной власти отстранить Государственную Думу и Счетную Палату от их конституционных обязанностей, монополизировав вопросы распределения бюджетных средств и контроля их расходования.

На пленарном заседании, состоявшемся 23 ноября, изменения в Бюджетный кодекс были приняты депутатами-единороссами в первом чтении. Депутаты фракции ЛДПР сочли эти поправки неприемлемыми, поэтому и голосовать за них не стали.

Во-первых, законопроектом предусматривается, что решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в определяемом ими порядке.

Другими словами, Правительство (на всех уровнях вертикали) самостоятельно, ни перед кем не отчитываясь, будет направлять бюджетные средства в частные компании. И проверить обоснованность таких вложений не будет никакой возможности. По сути – это альтернативный, закрытый бюджет. Некий фонд помощи «несчастным частникам», вроде «РусГидро» или РЖД. Несколько дней назад в Думе был спор о внесении в уставной фонд «РусГидро» 50 млрд. бюджетных рублей. Именно депутаты подвергли критике непрозрачную, непроработанную схему выделения бюджетных средств в получастные компании, по крайне мере мы смогли привлечь внимание к этому вопросу и только благодаря тому, что Правительство не имело возможности без изменений в бюджет выделить такую сумму. Если законопроект будет принят, бюджет просто «раздерут» на уставные капиталы – нас, депутатов, даже спрашивать не станут. Предлагаемые нормы бюджетного кодекса предоставят исполнительным органам власти право принимать решения о выделении бюджетных инвестиций без проведения конкурсных процедур, что резко снизит прозрачность и эффективность использования бюджетных средств.

Бонусом к этому Правительство предлагает выбросить из перечня документов и материалы, предоставляемые одновременно с проектом бюджета - проекты программ государственных (муниципальных) внутренних и внешних заимствований.

Меньше знаешь – лучше спишь? Видимо, этим авторы законопроекта и руководствовались, когда предложили исключить все из того же перечня и доклад Счетной палаты о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет! Депутаты Государственной Думы могут лишиться достаточно объективного и квалифицированного источника информации при необходимости внесения изменений в бюджет текущего года. Этого добивается Правительство, уставшее от критики за свою неэффективную работу? В том числе.    

Но основной мыслью законопроекта является фактическое отстранение парламента от формирования государственных программ, на основании которых будет разрабатываться и приниматься закон о федеральном бюджете. Законопроектом устанавливается, что государственные программы утверждаются исполнительными органами государственной власти. Фракция ЛДПР в этом вопросе солидарна с представителями Счетной палаты и Совета Федерации: государственные программы, на основе которых почти в полном объеме будет строиться бюджет, должны утверждаться отдельными законами до представления проектов законов о бюджете.

Оценка эффективности государственных и муниципальных программ не может быть отдана на откуп самим органам исполнительной власти, разрабатывающим эти программы и реализующим их. Это все равно, что предоставить возможность ученикам в школе самим задавать себе домашнее задание и выставлять себе же оценки.

Сейчас «оценки» Правительству все больше ставит Следственный комитет и Генеральная прокуратура, поэтому необходимо не урезать контрольные полномочия парламента, а наоборот расширять их, предоставив возможность Счетной палате, контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации осуществлять аудит эффективности реализации программ.

Тем не менее, ЕР поддержала законопроект в первом чтении, видимо, из чувства солидарности с теми в Правительстве, кто хочет все решения в стране принимать единолично, никому не отчитываясь.

Что ж, такими темпами и единороссы перейдут в Думе в разряд «статистов», наблюдающих за тем, как бюджетные средства перераспределяются Правительством по частным «карманам».

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов