Антон Ищенко

О российском финансовом агентстве
25.01.2013 - 16:38

В стенах Государственной Думы решается дальнейшая судьба средств, накопленных Фондом национального благосостояния и Резервным фондом РФ. Правительство РФ внесло на рассмотрение ГД законопроект о создании "Российского финансового агентства" (РФА), новой структуры, которой в перспективе предстоит управлять суммой в 10 с лишним триллионов рублей.

Законопроект сегодня "презентовал" заместитель Министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак. Он отметил, что создание агентства - шаг по переходу от консервативной инвестиционной политики к более активной, направленной на то, чтобы не только сохранить средства, но и приумножить их. Это возможно сделать за счет снижения затрат по долговым обязательствам России, и, параллельно, выгодного размещения активов страны, аккумулированных Фондом национального благосостояния и Резервным фондом РФ.

На сегодняшнем заседании я выступил с критикой инициативы Правительства и рекомендовал коллегам отклонить законопроект.

Вопрос об эффективности управления финансовыми активами страны обсуждается уже давно. Очевидно, что Минфин не справляется в должной мере со своими обязанностями, если речь зашла о том, чтобы передать государственные средства в управление коммерческой структуре.

Финагентство создается в форме открытого акционерного общества, которое, в отличие от Центрального Банка РФ, будет предоставлять свои услуги возмездно. И хотя 100% акций предприятия будут изначально принадлежать государству, это не помешает руководству РФА впоследствии их перепродать - Федеральный закон, регламентирующий деятельность акционерных обществ, это позволяет. Кроме того, все расходы по оплате услуг и функционированию РФА будут возмещаться из Федерального бюджета. Это значит, что прибыль от коммерческой деятельности агентства, не связанной с его прямыми обязанностями, будет оседать в карманах топ-менеджмента, а не в бюджете. Избежать подобный риск можно, создав РФА в виде Государственного унитарного предприятия.

Деятельность новой структуры должна быть максимально прозрачной и понятной. На данном этапе предлагается формировать органы управления агентства исключительно по представлению Правительства. Мы с этим категорически не согласны.  Еще в процессе обсуждения законопроекта Комитет по бюджету и налогам выдвинул ряд предложений. Во-первых, кандидатуру руководителя агентства должны утверждать депутаты Госдумы, а предлагать - Председатель Правительства. Во-вторых, 2/3 кандидатов в наблюдательный совет РФА должны рекомендовать депутаты от всех парламентских фракций и сенаторы Федерального собрания РФ, а еще треть –  чиновники Правительства. В таком виде можно будет обеспечить должный контроль над деятельностью агентства. Кроме того, необходимо законодательно обязать РФА вкладывать средства в развитие национальной экономики, ввести запрет на покупку акций оффшорных компаний и ограничить  покупку иностранных ценных бумаг. Другими словами, агентство не должно "подпитывать" из нашего фонда национального благосостояния экономику другого государства.

Будут ли учтены пожелания профильного комитета Государственной Думы, который раскритиковал законопроект в существующем виде, – до сих пор непонятно.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов