игумен Нектарий

Исход из пустыни
08.02.2011 - 15:46

Отчего роптали израильтяне на Бога в пустыне? Очень несообразным казался им неудобный, страшный, исполненный чаянных и нечаянных опасностей и невзгод путь с конечной его целью – землей обетованной, землей благоденствия и радости. А довериться Господу они никак не могли. Ведь как иначе понять их ропот, если не приписать его отсутствию доверия Богу? Они роптали, либо не веря в обетование Божие, либо – в Его силу это обетование исполнить. То есть сомневались либо в благости воли Божией и истинности Его обетований, либо – в Его всемогуществе. И тем самым тяжко согрешали.

Душа исходит из Египта (эту мысль можно найти у святителя Игнатия) – области неограниченного действия страстей, изводится оттуда Всемогущим Богом, исхищается из власти фараона-человекоубийцы. Но затем – долгий и тягостный путь через дикую пустыню, где ничто не радует взор, на веселит сердце человека, привыкшего услаждаться вкушением "мяса и чеснока", тоскующего о своих "котлах". Лишь по временам – горькая вода претворяется в сладкую, источник бьет из скалы, перепела покрывают землю. Этот путь необходимо пройти. Он прискорбен, совсем не похож на путь, ведущий к земле обетованной, к земле, в которой текут "мед и млеко". Но другого нет – лишь он один ведет к Богу.

"Земля обетованная" в горнем значении – Небесное Царство, рай... В еще здешнем, нынешнем бытии – переход от жизни плотской, от борьбы со страстями, побеждения ими, к жизни духовной, жизни в Боге, к тому, что принято называть богообщением. Святые отцы – иные вскоре, иные – позднее, но достигали сего блаженного состояния. А что же в наши времена?

"Ныне люди стали гордыми и спасаются лишь терпением скорбей", - говорит преподобный Силуан Афонский. Игумен Никон (Воробьев) пишет о том, что мы не можем не впасть, достигнув добродетели, в духовную гордость, и оттого наш путь – покаяние. Терпение скорбей и покаяние.

ЖЖ игумена Нектария (Морозова)

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов