Александр Ландо

Плач Ярославны
01.07.2011 - 15:43

Вчера произошло действительно знаковое событие: впервые бюджет области как основной региональный финансовый документ, который определяет жизнь жителей на целый год вперед, обсуждался публично с участием членов Общероссийского Народного фронта. Правительство с ОНФ эти параметры внимательно посмотрит, а пожелания, отражающие интересы населения региона, будут озвучены по направлениям – образование, здравоохранение, сельское хозяйство - в дальнейшем. И мы будем продолжать делать бюджет таким, чтобы он отражал мнение всех жителей области.

На совещании выступили члены регионального правительства финансово-экономического блока – выступали зампред Алексей Щербаков, министр финансов Александр Ларионов и первый замминистра экономического развития и торговли Андрей Шеметов.

На мой взгляд (и я там об этом прямо заявил), они не были подготовлены к этому разговору. Почему? Потому что пришли с заготовленными текстами своих докладов, прочитали эти бумажки от начала до конца и облекли свои мысли в такие специальные термины и изложили все таким тяжелым языком, что содержание выступления не было понятно значительной части аудитории. Все было слишком заумно и слишком тяжело воспринималось. В докладах было слишком много стенаний, что центр не додает региону, переложил многие обязанности на область. Одним словом, как бы я сказал, "плач Ярославны". Ведь с этой аудиторией нужно говорить совершенно по-другому. Если ты – профессионал, то приди и скажи общие положения, параметры бюджета 2012 года и о перспективах до 2015 года. Расскажите общие направления, а самое главное, что хотелось бы услышать, - как правительство собирается работать над доходной частью бюджета, над его наполнением. Потому что люди хотели услышать, будут ли дороги, по которым ездят все, лучше, станет ли качественнее образование и здравоохранение, будет ли больше зарплата, улучшится ли качество оказания коммунальных услуг, и каким образом реализация всего этого будет финансироваться. Ничего этого ни я, ни присутствовавшие не услышали.

Я вступил в полемику с Щербаковым и сказал ему, что город Саратов первое январское ПДС при главе администрации Прокопенко посвятил разговору о том, где найти резервы наполнения бюджета до установленных контрольных цифр. Они рассмотрели все проблемные точки, проговорили, и у них финансовые показатели за первые три месяца улучшились на 30 миллионов. У нас же ничего подобного не слышно. Сегодня на области, ее бюджете подобно гире висит огромный долг. Он уже достиг 28 миллиардов. Его размер, конечно, не запредельный: критическую отметку мы еще не прошли. Дело в структуре этого долга – она одна из худших в Российской Федерации. Мы находимся на первом месте по объему средств, требуемых на обслуживание этого долга – 2 миллиарда рублей мы тратим на это ежегодно; это сумма, в которую нам обходятся взятые у банков дорогие кредиты. Поэтому хотелось бы услышать, что собирается правительство области и, в частности, его финансовый блок сделать, чтобы расплатиться с долгами. Ведь надо жить не одним днем – они сегодня есть, а завтра их нет. Когда-нибудь губернаторский срок кончится рано или поздно, а долги лягут тяжким бременем на будущие поколения и на тех, кто придет нынешнему правительству на смену.

Они говорят, что за счет кредитов сохранили социальную стабильность, но ее можно сохранить и другими путями – ничего нового не надо придумывать. У многих субъектов РФ львиная часть долга складывается из гарантийных обязательств, которые они дают бизнесу. То есть правительство гарантирует банку выплату тем или иным предприятием кредита. Последнее, в свою очередь, представляет правительству бизнес-план, стратегию развития и т.д. А через год-два предприятие рассчитывается с долгом, и вместе они движутся вперед. Налоги, которое выплачивает предприятие, как раз идут на выполнение обязательств правительства в социальной сфере.

Таким образом, мы видим, что есть два пути: один путь – путь развития, другой путь – путь, который ведет к стагнации. И у нас в регионе стагнация – этот долг лишает область возможности развиваться. Например, в Татарстане долг намного больше, чем у нас, но у них более 70% долга – это бумажки, то есть те гарантийные обязательства предприятиям, о которых я говорил. Предприятие получает эти деньги в банках под гарантии правительства, отработало, рассчиталось с долгами и начинает давать доходы и платить налоги.

И в такой ситуации как можно говорить, что мы кого-то опережаем?! Когда специалисты начинают раскладывать весь наш долг, показатели доходов на душу населения и прочую статистику, то выходит, что мы уже в числе отстающих. Вот об этом и нужно вести разговор. Но они пока еще не привыкли разговаривать с народом на понятном языке. Они пришли поговорить так, как общаются на совещаниях в правительстве, коллегиях или других говорильнях, где никто ничего не слушает и не задает вопросы. Там нет этой дискуссии, а здесь она может быть, но для этого они должны перестроиться и по-другому взаимодействовать с Народным фронтом, потому что это заседание было первое, но не последнее. Предстоят обсуждения и по социальной сфере, и по коммунальным проблемам, и по сельскохозяйственному направлению. Вот три направления, по которым финансово-экономический блок будет вести диалог с Народным фронтом.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов