Александр Ландо

"Антикоррупционное" правительство
12.08.2011 - 09:55

На прошлой неделе в среду состоялось заседание правительства Саратовской области, где рассматривались долгосрочные программы. Что касается молодежной политики и противопожарной безопасности – это программы рабочие. Учитывая различные предложения, озвученные в том числе и на том заседании, и отраженные в этих документах, некоторые из них могут "идти в дело". Но самый главный и актуальный вопрос, который должен решаться при принятии подобных программ – это их финансирование, потому что обычная практика такова, что первоначально декларируются приличные суммы, а в результате желаемое оказывается весьма далеко от действительного. По крайней мере, мы имеем письмо за подписью Щербакова Алексея Анатольевича, зампреда, курирующего финансово-экономический блок правительства, о том, что все программы, которые действуют сегодня на территории области, профинансированы всего лишь на 30%. И когда начинается секвестирование бюджета, то урезать финансирование начинают именно с разного рода программ. Спрашивается, зачем тогда принимать нереальные программы? Такое планирование при таком подходе бессмысленно и, конечно, никуда не годится.

Когда слушался вопрос о пожарной безопасности я специально задал вопрос: не получится ли так, что сгорим в прямом и переносном смысле слова. Тем более речь в этой программе идет о том, чтобы мы, наконец, уложились в норматив по выезду пожарных машин к месту пожара (он составляет около 9 минут), но заявляется, что мы это сможем сделать не раньше, чем через 5 лет, потому что требуются финансовые вливания. Средства пойдут на строительство новых пожарных депо, в том числе в строящемся микрорайоне Солнечный-2, закупку современных машин, отвечающих потребностям сегодняшнего дня. Поэтому, я считаю, это действительно важная и серьезная программа, затрагивающая вопросы жизни и смерти, не говоря уже об имущественных потерях в десятки и сотни миллионов рублей.

Подводя итог обсуждения данного вопроса, подчеркну, что правительство области должно гарантировать реальное финансирование подобных программ, особенно той, что касается противопожарной безопасности.

Второй вопрос, который привлек мое внимание, связан с обсуждением программы противодействия коррупции в Саратовской области на 2012-2014 годы. Здесь, как мне кажется, следует исходить из названия – «противодействие коррупции». В этом случае встает вопрос: неужели теми мероприятиями, которые там (в программе) планировались, можно как-то способствовать противодействию коррупции? Ведь с ней нельзя бороться только проведением мониторингов, опросом общественного мнения, демонстрацией нескольких десятков сюжетов на телевидении. Все это сопутствующие моменты по отношению к главному, а главное состоит в необходимости следующих вещей.

Первое - это разработка правовых механизмов, которые бы исключали саму возможность коррупции в органах исполнительной власти.

Второе – это повышение эффективности и качества работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией; чтобы там были профессиональные кадры, а обеспеченность техническими средствами была на высшем уровне.

Третье – это повышение доверия населения к власти.

Я понимаю, что вряд ли сказал что-то новое: во всех цивилизованных странах идет работа именно в этом направлении, и у них есть конкретные результаты.

Однако должна быть прописана ответственность должностных лиц. У нас и сейчас в законе ответственность прописана более чем достаточно, прошли изменения, в том числе и в уголовном законодательстве. А что опросы общественного мнения? Что нового мы хотим услышать от населения, по сравнению с опросами, проведенными в 2009 и 2010 годах за бюджетные деньги ? Такие же опросы делались в рамках предыдущей программы, и естественно ответы будут одни и те же – это и так понятно, без всяких опросов и анкет. Все эти ответы можно получить, просто встречаясь с гражданами. На встречах, приемах они сразу говорят о коррупционных проявлениях.

Почему нужно повышать доверие населения к власти? Вот, к примеру, создали телефон доверия, потратили на это бюджетные деньги. Как сказал начальник отдела по противодействию коррупции правительства области Игорь Герешенко, был 51 звонок, но не было ни одного звонка о конкретных вещах, связанных с коррупцией – не были названы фамилии и конкретные преступления. Тогда спрашивается: для чего этот телефон доверия, если люди не доверяют власти? Потому что они не верят в то, что, назвав какую-то фамилию человека, участвующего в коррупционных схемах или берет взятки, повлияют на привлечение данного лица к ответственности. Вот такое положение вещей следует констатировать. И когда речь идет о том, что мы по сравнению с другими субъектами выглядим в общем-то неплохо с точки зрения числа привлеченных к ответственности за коррупционные преступления, то это еще не показатель, потому что здесь могут быть различные причины, например, правоохранительные органы не всех коррупционеров выявили. Неужели у нас нет в правительстве коррупции?! Конечно же, она есть, поэтому должна быть прозрачность в проведении конкурсов, торгов, чтобы была равная доступность для всех экономических субъектов к участию в разных строительных подрядах и т.д.

Между тем, такая программа, которая предлагалась к принятию, она наоборот расхолаживает чиновников, потому что создает видимость борьбы, которая в существующем виде ни к каким позитивным результатам не приведет. Поэтому я и предложил не принимать ее в том виде, в котором ее предложили, так как ее содержание никак не вяжется с ее названием. Это все равно, что когда грабитель напал, шепотом кричать "Караул!". Там хоть человек шепотом кричит от испуга, а здесь мы шепотом хотим победить такое зло, как коррупция. И это говорит о непрофессионализме тех людей, которые антикоррупционную программу составляли. Получается, нужно держать целый отдел, чтобы они разработали такую программу и занимались ее реализацией?! Это все могут, я считаю, сделать министерство информации и печати, министерство образования, то есть специальный орган для этого не нужен.

Вот так чиновники и создают видимость антикоррупционной деятельности.

Последний вопрос, который слушался на заседании правительства, касался величины прожиточного минимума, и я не мог не задать вопрос, который вытекал из озвученного на мероприятии доклада.

Опять, как всегда, показывались схемы, таблицы, что у нас в этом плане – один из лучших показателей в ПФО (после Татарстана). Я не знаю, как относиться к этому показателю, поэтому у меня закономерно возник вопрос, который я не смог не задать. Недавно СМИ писали, что один студент в Свердловской области решил провести эксперимент: прожить месяц на эти деньги. В итоге ему их хватило на срок около трех недель. И мой вопрос заключался в предложении министерству по труду (которое является разработчиком этого показателя) провести здесь - в Саратовской области – этот эксперимент, попробовав прожить на эти деньги в течение месяца. Ответ меня, конечно, поразил: мне сказали, что у этого студента была не очень хорошая "чистота эксперимента", что он покупал колбасу. На что я удивился: что, разве колбасу нельзя покупать, разве она исключается из рациона? Губернатор тоже не мог не прокомментировать эту ситуацию, заявив, что "Мы бедные!" и на самом деле эта сумма не позволяет жить таким образом, чтобы быть здоровым. Однако Павел Леонидович подчеркнул, что такой показатель, как стоимость минимального набора продуктов питания, нужен для того, чтобы проводить расчеты доплат социально незащищенным категориям и гражданам, находящимся за чертой бедности.

Вот в Московской области специально завышают этот показатель (я это прочитал в интервью с губернатором Подмосковья Борисом Громовым), чтобы этот показатель довести до прожиточного минимума (до 14 тыс. рублей). В итоге он получился выше, чем в среднем по стране. И теперь у них есть возможность из бюджета области выплачивать дополнительные бюджетные средства, чтобы жизнь людей была приличной. Вот об этом надо говорить. Может быть, и нет у нас возможности увеличивать эту сумму ("по одежке протягиваем ножки"). Но ставить такой показатель во главу качества жизни населения угла и говорить, что мы – лучшие в этом плане, просто нечестно и сомнительно с морально-нравственной точки зрения.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов