Иван Менякин

Приметы нашего города Саратова
21.06.2018 - 12:54

Думаю, что данная статья, датированная 1980 годом, будет интересна современным жителям Саратова. Для меня это время – первые студенческие годы, молодость. Жизнь в СССР. Предлагаю немножко истории, географии и интересных фактов о Саратове того периода.

«У Саратова есть одна присущая только ему особенность. Откуда и на чём бы вы ни приехали – по железной дороге, на волжском пароходе или рейсовым автобусом, - вы сразу же попадёте на центральную магистраль города – проспект, носящий имя великого Ленина. Все три вокзала – железнодорожный, речной и автобусный расположены на одной осевой линии и соединены между собой автобусными и троллейбусными маршрутами. Начинаясь у Волги. Проспект тянется на северо-запад более чем на 6 километров, разрезая город на две примерно равные части.

Город стоит на «главной улице России» - Волге – и протянулся по её правому берегу на 34 километра – от Гусёлки до набережного Увека. Он раскинулся в большой и живописной котловине, окружённой с трёх сторон невысокими (до 250 метров) горами, и занимает территорию 316 квадратных километров. К 1980 году число проживающих в нём жителей достигло 870 тысяч человек. По количеству жителей он стоит на двадцать пятом месте в стране.

Город разделён на шесть административных районов: Волжский, Фрунзенский, Кировский, Ленинский, Октябрьский и Заводской.

Расположенные на западной окраине невысокие горы обусловили своеобразное развитие города. Он рос и продолжает расти, вытягиваясь на юг и на север, охватывая эти горы полукольцом.

Если подняться на Лысую гору за вокзалом, можно увидеть, что город как бы распадается на три части. Первая – центральная, наиболее старая, в которую входят Волжский и Фрунзенский районы, большая часть Кировского и часть Октябрьского районов. Здесь расположены многочисленные административные учреждения, театры, музеи, вузы и техникумы, немногие архитектурные памятники, предприятия лёгкой, пищевой и частично машиностроительной и приборостроительной промышленности. Сюда же территориально влились выросшие после Великой Отечественной войны Новосоколовогорский посёлок нефтяников и жилой посёлок примыкающий к аэропорту.

Примерно от 2-ой Садовой по берегу волги на юг, вдоль улицы Чернышевского, затем Международного проспекта, протянулись часть Октябрьского и Заводской районы, выросшие в основном в годы первых довоенных пятилеток. Районы продолжают бурно расти и в наши дни. Здесь расположены предприятия по обработке металла и нефтехимии: подшипниковый, тяжёлых зуборезных станков, энергетического машиностроения, зубострогальный, нефтеперерабатывающий, производственное объединение «Нитрон», две ТЭЦ, полиграфический комбинат, метизный завод имени В.И.Ленина. Здесь сооружён механизированный речной порт.

Наконец, от первой Дачной остановки на север, вдоль железной дороги и дачных остановок, привольно раскинулся самый молодой район – Ленинский. Он возник в годы Отечественной войны и продолжает расширяться. Осью этого района стали проспекты 50 лет Октября и Строителей. Как и заводской, это наиболее промышленный район города. Лицо района  определяют  ведущие отрасли промышленности – приборостроения и электротехники. Здесь расположены заводы металлоконструкций, технического стекла, жиркомбинат, домостроительный комбинат, самая крупная в городе ТЭЦ – 5. В район органически вписался поселок Елшанка, а также студенческий городок.

Саратов- центр большой области, которая по своей площади (100,2 тысячи квадратных километров) почти равна территориям Бельгии, Голландии и Дании вместе взятых.

Саратов расположен в Нижнем Поволжье. Климат здесь континентальный. Зима морозная, лето жаркое и сухое. Много солнечных дней. Частые ветры, летом с пылью. Осадков выпадает сравнительно немного – около 400 миллиметров. В год. Среднегодовая температура воздуха +5,2 градуса, летом она может подниматься до +40,7, зимой опускаться до – 37,3 градуса. Волга обычно замерзает во второй декаде декабря, а полностью очищается ото льда в конце апреля.

Саратов – один из крупнейших волжских портов. В период навигации миллионы тонн грузов и три миллиона пассажиров проходит через него, с Волгой связаны и отдых горожан, и многие их традиции. Трудно представить Саратов без песчаных пляжей, без белоснежных яхт, без судов из разных городов страны.

На могучей реке появились энергетические гиганты, яркими жемчужинами заблестели полноводные рукотворные моря, до неузнаваемости изменившие волжские пейзажи.

У каждого города свой, присущий только ему облик, свои достопримечательности, своё место в истории нашей великой Родины. Наш город имеет богатую историю, которая неразрывно связана с судьбами русского народа. Многие крупные исторические и политические события России касались Саратова самым тесным образом. Здесь бушевало пламя крестьянских войн Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Волжский город дал миру российского Прометея – Н.Г. Чернышевского. Саратов и область являются родиной целой плеяды выдающихся учёных и изобретателей, деятелей литературы и искусства. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны саратовские полки громили белоказаков и белочехов, отбивали натиск Колчака и Деникина. Отсюда, из саратовских степей, пошла слава легендарного начдива 25-й дивизии  В.И. Чапаева.

В годы Великой Отечественной войны, и в особенности в период  Сталинградской  битвы, Саратов был ближайшим фронтовым тылом города – героя, его ремонтной и госпитальной базой. Здесь на окраине города в памятном 1941 году впервые в стране был открыт природный газ, а сооружённый первенец – газопровод Саратов - Москва положил начало газовой индустрии СССР. Наконец, здесь, в нашем городе, провёл свою юность, учился и обрёл крылья, приземлился на саратовской земле Колумб 20 века – космонавт – №1  Ю.А. Гагарин.

В нашем городе значительно раньше, чем в других провинциальных городах, появился театр. Саратов – родина русского национального цирка. Первым в стране здесь был открыт общедоступный художественный музей и первой, после столичных, -  консерватория. Саратов подарил миру сарпинку и гармонику с «колокольчиками», калачи и… высшую геометрию.

Это история. Она делается и сегодня. И творят её наши современники. В летописи города причудливо переплетаются и уходящие всё дальше от нас старина, и на глазах меняющаяся новь. Саратов встречает гостей не только видами старого города. Но и сиянием современных зданий из стекла и бетона, широкими площадями и проспектами. Те, кто не был в Саратове 15-20 лет , не узнает его сегодня, так он изменился. Исчезли развалины монастырей и церквей, старых торговых рядов и базаров, засыпаны овраги. Вместо них появились корпуса новых заводов и комбинатов, вузов и научных институтов, школ и больниц, театров и Дворцов культуры, Дворцов спорта и плавательных бассейнов, кварталы многоэтажных жилых домов. Лаконизм, простота, целесообразность – вот главные черты архитектуры сегодняшнего Саратова.

Иной пульс жизни у городов наших дней. Город со слаборазвитой промышленностью, каким он был до Октябрьской революции, в годы Советской власти заботами Коммунистической партии превратился в крупный индустриальный центр. Два ордена Ленина, которыми награждена наша область, говорят о том, что в общих успехах советского народа в строительстве коммунизма сесть ощутимая доля самоотверженного труда саратовцев.

Хочется сказать и ещё об одной особенности Саратова. Вы почти не увидите в нашем городе шлейфов чёрного дыма, какие обычно поднимаются над заводскими трубами многих городов и загрязняют окружающую среду. С переводом промышленных предприятий на природный газ они исчезли.

В 1990 году Саратову исполнится 400 лет. Обновленным, помолодевшим встречает он приближающийся юбилей.

Разработан и утверждён генеральный план развития города, рассчитанный на 25 – 30 лет. Этим планом намечена обширная программа градостроительства: увеличение населения к концу столетия до 1050 тысяч человек, а жилищного фонда до 12 600 тысяч квадратных метров. Предусматривается также значительное увеличение зелёных насаждений, расширение сети инженерных сооружений, создание новых транспортных магистралей, торговых центров, осуществление дальнейших мероприятий по охране окружающей среды.

Саратовцы по-настоящему любят свой город, гордятся им, стремятся сделать его еще более красивым, благоустроенным, достойным строителям коммунизма.

Настоящий очерк-путеводитель ставит своей целью кратко познакомить читателя, будь то гость или коренной житель Саратова, с прошлым и настоящим города, с его основными историческими и архитектурными памятниками и памятными местами, с хозяйственными особенностями, театрами и музеями, со знатными земляками, с его живописными окрестностями. Отсюда для многих приезжих начинается встреча с Юго-Востоком нашей страны, с культурой и бытом людей, его населяющих. «познание своей Родины – одна из увлекательнейших наук», - говорил М. Горький. Только зная прошлое своего народа, можно по достоинству оценить и полюбить настоящее.

При написании путеводителя учитывалась тематическая направленность, чем и определены названия глав. Естественно, автор старался учесть прежде всего интересы туриста, отправившегося в экскурсию по городу. Поэтому для удобства ознакомления историко-краеведческий материал внутри каждой главы расположен по хронологическому принципу.

Итак, знакомьтесь, город Саратов!»

Г.А.Малинин.  Саратов.  Очерк – путеводитель 1980 год.

Название статьи – «Приметы нашего города»

Библиотека архитектора Менякина Юрия Ивановича.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов