Ольга Сокольская

Граффити: это искусство или вандализм для комфортной городской среды?
30.09.2018 - 07:22

Продолжается обсуждаться проект Правил благоустройства Саратова на площадке администрации города. Так, 27 сентября 2018 года, к большому недоумению общественности, экспертный совет не принял добавления о том, что необходимо запретить лишь нецензурные и некачественные граффити, а решили убирать любые такого рода изображения. Как так? Получается, что официальная позиция большинства специалистов данного мероприятия гласит: "Для профессионалов это искусство, конечно, а вот для городских служб - это не искусство, а вандализм". Так что ли? В этом случае, смею не согласиться. В последнее время, например, в Москве, благодаря поддержке Правительства города, появилось большое количество легальных граффити-изображений, украшающих стены и фасады жилых домов и административных зданий. Всего за несколько лет уличное искусство (стрит-арт) в своем развитии прошло путь от маргинального и запрещенного явления до признанной и принятой городом формы современного творения. И это тенденция не только в Москве, но и во всем мире! Проходят различные конкурсы, такие как "Стрит-арт и граффити в контексте городской архитектуры: тенденции и проблемы", где стрит-арт востребован не только среди "продвинутой молодежи", но и среди жителей, представителей культурного сообщества, бизнеса, СМИ и городских служб, о чем свидетельствует целый ряд граффити-фестивалей и программ по художественному оформлению городских объектов, реализованных также и в Питере, и ряде других российских мегаполисах. Так практическая сторона создания стрит-арт-проектов доказала свою состоятельность.

Москва. Легендарное граффити на ул.Беговая, 24 Автор - казанский художник Qbic (Рустам Салемгараев)

Москва. Граффити - Орликов переулок, 6 (М.Красные Ворота), Автор: Aske

Власти Москвы поняли, что граффити может решать различные задачи - информационные, хозяйственные, культурные. По заказу Департамента промышленности, кстати, появилось самое большое граффити страны - в технополисе "Москва". Его нанесли на стену сборочного цеха автозавода "Москвич". Работа (изображение площадью десять тысяч квадратных метров) попала в российскую Книгу рекордов Гиннесса. На создание изображения ушло около недели и четыре тонны краски. В этом труде принимали участие более десяти московских художников".

Москва. Граффити цеха автозавода "Москвич"

Однако воплощение в жизнь такого вида уличного искусства было в Саратове в период с мая по сентябрь 2014 года. Именно тогда в городе проводился фестиваль "Легенды Саратова". Почему же мы это забыли?  Целью "выставки" явилась повышение имиджа города, улучшение его эстетической привлекательности, популяризация краеведения и формирование туристических маршрутов. Данное мероприятие приурочивалось ко "Дню города". В результате население и туристы, гуляющие по проспекту Кирова, а также желающие заглянуть в арки, могли увидеть красивые граффити-картины. Чем это плохо? Наоборот, это, и просвещение, и эстетизм.

Некоторые граффити сохранились по ныне. Вот, "Родники и реки" (автор -  Олег Зябкин (Саратов)) по адресу: пр. Кирова, 31/35. Известно, что родники являются основным источником питания коротких речек, протекающих по Саратовской котловине и впадающих в Волгу. Вместе с оврагами, балками и прудами они составляют долинные комплексы - водные артерии нашего мегаполиса.

Саратов. Граффити "Родники и реки"

Саратов. Граффити "Сделано в Саратове". Автор: Даниил Kesit (Саратов). Адрес: пр. Кирова, 52

Граффити "Сделано в Саратове", автора Даниила Kesit (Саратов), по адресу: пр. Кирова, 52, посвящена развитию промышленности в городе, начиная с прошлых столетий.

Существуют много различных предложений по использованию стрит-арт для оформления "страшных" и "безликих" фасадов панельного домостроения, пустых торцов зданий и т.п.  Очень приемлемой рекомендацией для Саратова, могла бы стать фраза вице-президента Академии графического дизайна, основателя и креативного директора студии Imadesign Эркена Кагарова: "…город надо поделить на зоны: заповедные для граффити, допустимые для разрисовки и промзоны, которые сейчас простаивают, где как раз можно потренироваться, выпустить пар. Эти территории могли бы стать туристическими объектами". Например, в С.-Петербурге создан целый музей стрит-арта на территории заброшенного завода.

С.-Петербург. Музей уличного искусства по адресу: ш. Революции, 84, вход с Индустриального проспекта, расположен на территории завода

Таким образом, надо не только включить в Правила благоустройства раздел по созданию различных видов граффити-картин, но и популяризовать стрит-арт в городском пространстве, позволяя художниками оформлять его с согласованием с администрацией эскиза и места санкционированного размещения, как это делают в других регионах страны и за рубежом.  Однако, понимая, что "Стены - это собственность". Решение о нанесении граффити должно приниматься на собрании собственников, не менее 2/3 голосов. Необходим художественный совет, который, во-первых, решал, что наносить, а во-вторых, каким образом стрит-арт дальше будет существовать и на чьи деньги. Историческая застройка - "лакомый кусочек" для граффити, так, как и уйма пешеходных зон дают возможность увидеть больше изображений. В таком случае необходимо разбирать каждый отдельный эпизод по размещению стрит-арт. Саратов как город, как единое пространство, складывался сложно. Следовательно, нанесение граффити в центральных районах - допустимо, например, внутри кварталов, во дворах, в промзонах. Жизнь идет, поэтому мы должны двигаться в ногу со временем, а, следовательно, и законы, юридические акты и документы, подстраивать под новые реалии и удобства горожан! В этом-то и заключается комфортная среда, чтобы был уют и "благая" атмосфера для любого жителя и гостя Саратова или другого населенного пункта нашей губернии.

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов