Ольга Сокольская

Цветик-семицветик, где же ты?
25.07.2020 - 14:43

Почему в Саратове нет муниципальных цветников? Недавно ко мне обратились жители с просьбой пояснить, наравне со стремительным убыванием деревьев и кустарников, отсутствие и цветников. Хотя этот вопрос не ко мне, а скорее всего, в мэрию…

Но решила проверить и пройтись пешком по центру Саратова от Детского парка до городского сада «Липки», да и по другим окрестным улицам. Что увидела? Подтверждаю, что цветников НЕТ!

И это нонсенс, в разгар лета муниципальные улицы, площади, сады и скверы без ярких, душистых красавцев «цветиков-семицветиков», придающих шарм нашим историческим и современным уголкам «комфорта». Что происходит с городом? Массовый отказ от зелени, безумство и перегрев мозгов? А может быть вирус так повлиял? Что? Ни один чиновник, ни один депутат не объясняют, что стало с комфортной средой Саратова, а жители волнуются, и не зря.

Немного из истории… Впервые «культурно» организовать ландшафт с цветами и травами стремились еще вавилоняне, ассирийцы и египтяне в VI–II веках до н. э. Как отдельная область деятельности садово-парковое искусство оформилось в Античной Греции и Древнего Рима в виде общественных садов при гимназиях и во внутренних двориках жилых домов с цветами и украшениями из них.

В Средние века (время, в общем-то, суровое) ландшафтная красота укрылась за монастырскими стенами и превратилась в «кухонные» огороды, где выращивали овощи, а также пряные, целебные травы, розы и цветочные культуры. На монастырских клумбах росли морковь и капуста, но ароматные цветочные растения там всегда были. Позднее, уже в изысканной Франции, в прекрасном саду знаменитого замка Вилландри, росли деревья, кусты, овощи, травы, расстилались изумрудные партерные газоны и среди них  – цветы.

Разбивать клумбы в том виде, в каком они сегодня известны нам, стали только в 20-х годах XIX века. В это время в Европу хлынули красочные диковинные растения, привозимые путешественниками и исследователями из Южной Африки и Америки. В Европе появились немыслимые клумбы в виде ваз, часов с циферблатами, календарей, портретов...

Эпоха клумбового цветоводства по-настоящему наступила лишь в 1830-е годы, после того, как в Великобритании прошли крупные выставки клумбовых растений, а в 1838 г. была издана книжка Джона Лоудона «Загородный дом и сад» (J.Lowdon «The Suburban Garden and Villa Companion»). Основная и грандиозная идея изложенных в этой книжке принципов планирования маленьких садов сводилась к следующему: сады не должны копировать необыкновенно живую природу, в них необходимо пытаться «передать величайшую красоту отдельных брёвен, кустарников и других растений».

Клумбы делают цветочные или ковровые. Цветочные клумбы засаживают растениями, которые культивируют ради красоты распускающихся на них цветов, например, астры, левкои, флоксы, вербены и т. д. Ковровые клумбы засаживаются низкими (5-15 сантиметров) декоративно-лиственными растениями, у которых используется окраска растения, листьев и стеблей. Выращивание и использование ковровых растений составляет специальный отдел цветоводства, который учит ковровой живописи (портреты, лозунги, ковровые клумбы). Однако, считается, что ковровые цветники – это заслуга Германии.

Все это было весьма концептуально, но трудоемко. Ведь в календарях, к примеру, приходилось ежедневно менять ящики с цифрами. Поэтому мода на оригинальные клумбы стала проходить, и на смену ей пришла мода на пестрые клумбы. На них в виде полос, прямоугольников, квадратов и других фигур высаживалось множество ярких декоративных растений, чем пестрее, тем лучше.

Но и от этого разноцветья быстро устали цветоводы. И бросились в другую крайность — моноцветники с розами, лилиями, пионами. А потом и вовсе стали устраивать клумбы, имитирующие уголки дикой природной растительности. Сначала это были только альпинарии и рокарии. Потом появились естественные клумбы других видов и стали доминировать повсеместно.

В России ландшафтное искусство развивалось по-разному. Например, в допетровские времена была мода на цветники-изразцы, часто устраивали вариации на сказочные темы и мифы. В середине XVI века из Центральной Америки здесь появились бархатцы, настурция.

В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. Именно в это время появляются аквилегия, многолетние астры, канны, рудбекия, флоксы.

А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями: нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – «этакий привет из дружественной Голландии». В XVIII веке в Россию из Китая были завезены пионы и хризантемы.

Во времена Петра I стали возникать так называемые «архитектурные сады и парки». С 1710 года при кабинете Петра была особая «Садовая контора», занимавшаяся выпиской из заграницы редких цветов и различных украшений для цветников. Здесь хочу отметить, что правители не только хотели, но и сами принимали участие в организации цветочного убранства.

Большие коллекции редких растений собирались в богатых усадьбах – в парках и оранжереях. Они часто не уступали ботаническим садам ни по количеству видов, ни по научному уровню работы. Так, в каталоге сада, принадлежащего Демидову, за 1786 год значилось 4363 вида, а в Московском ботаническом аду было всего 4000 видов.

В развитие декоративного садоводства XIX веке заметная роль принадлежала обществам цветоводов. Они образовывались во многих городах России. На рубеже XIX-XX веков в цветочные композиции включали папоротники и другие растения с ажурной и цветной листвой.

Кстати, мода на ковровые цветники возродилась в 30-50-е годы XX века и это была богатая и красочная жизнь городской природы в окружении многочисленных многооттеночных фактурных клумб – «цветиков-семицветиков». В 1960-х широко применялись декоративные растения с серебристой листвой, что значительно смягчало цветовые контрасты. В 1980-х появилась мода на яркую и оранжевую гамму цветников.

С ростом экологического движения получили распространение цветники нового типа – «экобиомы». Они включали в себя как травянистое разнотравье, так и различные виды декоративной флоры, в частности кустарников.

Поэтому современный цветник – это «мини-среда», в котором совмещен богатый опыт садово-паркового искусства прошлых веков с настоящим. Однако отмечу, что при любом правлении страны цветы были признаком гордости и успеха, за ними, как и за зелеными насаждениями в целом, ухаживали и благотворили.

Вот такое отступление от действительности, которое угрожающе неприятно. Во всем городе остались только цветущие палисады на нескольких небольших центральных улочках и коттеджных участках. 

Нет цветов и на Раховском бульваре, нет в разбросанных по городу контейнерах, а то, что «поселилось» на Театральной площади – ПОЗОР! Центральная площадь всегда была ухоженной. Кстати, город встречают, например, со стороны Вольского тракта «кучки» непонятного вида наваленных камней и странные яркие контейнеры с растениями, по принципу бардака «сваленные» на данную развязку. Что это за безвкусица? Помните пословицу: «Встречаем по одежке…» Вот и наш город так встречают…

А провожать будут как, по «уму» ли?

Городская среда стремительно беднеет, стало значительно меньше растений и птиц, например, скворцов. В городском озеленении и в ландшафтной архитектуре в целом, наблюдается подмена – одноразовое вместо многолетнего, а горожанам не хватает более гармоничного и естественного сосуществования человека и природы в городе. Цветники – это один из элементов ландшафта, который дорог любому и восхищает всех (ну, или почти всех…).

В чем проблема? Если в воде, то можно сделать систему «искусственный туман», где расход воды минимален, а порой достигает 28-30 литров на гектар, увлажнит и охладит пространство, подарит счастье и флоре, и людям.

Если в уходе, то у нас летом много школьников и студентов желающие подзаработать даже минимум. Они вполне могут ухаживать за растениями, получать удовлетворение, знания, элемент трудового воспитания и чувство значимости для общества.  Каждый офис, контора, организация может замечательно украсить свой вход при помощи цветов, сделав его заманчивым для привлечения клиентов.

В таком случае, скажите, что же мешает всем создать наши прошлые и красивые цветники? И что же важнее: опасный газон из пластика, которым собираются «укрыть» пространство вокруг монумента в сквере Борцам Революции 1905 г. или, например, цветник из полиантовых роз?

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов