Наталья Караман

Скоростной трамвай Саратова - деньги, деньги и общественный антураж
13.03.2023 - 14:03

В прошлую пятницу, 10 марта, состоялось расширенное совместное заседание Общественной палаты Саратовской области и Общественной палаты муниципального образования "Город Саратов", на котором обсуждалась одна из актуальнейших в настоящее время тем саратовцев - реализация проекта строительства скоростного трамвая.

В заседании приняли участие заместитель Председателя Правительства области Павел Мигачёв, министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Алексей Петаев, советник министра внутренней политики и общественных отношений Саратовской области Юлия Зигерт, председатель Комитета по реализации инвестиционных проектов в строительстве Саратовской области Алексей Колодкин, исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации МО "Город Саратов" Максим Сиденко, заместитель председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" Игорь Поздникин, начальник отдела технического надзора и контроля за регистрационно-экзаменационной деятельностью УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области, подполковник полиции Иван Федорук, генеральный директор МУПП "Саратовгорэлектротранс" Владимир Прохоров, руководители Кировского и Заводского трамвайных депо Василий Глебов и Елена Трубкина, генеральный директор ООО "Саратовгорэлектротранс" Сергей Моисеев, председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству, архитектуре, транспорту, связи и торговле Саратовской городской Думы Вячеслав Тарасов, заведующий кафедрой "Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей" Института машиностроения, материаловедения и транспорта СГТУ им. Гагарина Ю.А. Сергей Гусев, преподаватель-практик кафедры "Транспортное строительство" Института урбанистки, архитектуры и строительства СГТУ им. Гагарина Ю.А. Станислав Церех.

Реализацию данного проекта лично контролирует Спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. В настоящее время найдены средства, разработаны проектные решения. Пока бюджет проекта составляет 17,3 млрд рублей.

В настоящее время износ трамвайных вагонов - более 84%; контактной сети и тяговых подстанций - более 90%; трамвайных путей - более 97%. Проектом предусматривается реконструкция трамвайной инфраструктуры протяженностью 67 км, реконструкция 11 тяговых подстанций в течение 2-х лет для снижения негативного воздействия на уровень транспортного обслуживание населения.

В 2023 году планируется завершение 1-го этапа работ маршруты №9 и №8, а также начало работ по маршрутам №3 и №6 и смешанного путепровода "Стрелка". Включение в проект смешанного путепровода связано с наличием пересечения трамвайного маршрута №3 "Мирный переулок - 6 Дачная" железнодорожных путей, разделяющих город Саратов на две части. 

Одним из сложных вопросов остаётся вопрос обновления парка подвижного состава и приведение в нормативное состояние существующих трамвайных депо.

Параллельно с реализацией проекта планируется приобретение 71 единицы нового подвижного состава.

Для обеспечения транспортного обслуживания в период проведения строительных работ, предусматривается увеличение выпуска автобусов различной вместимости в зависимости от маршрута, пиковых нагрузок и транспортной активности населения.

Задача власти сделать процесс реконструкции трамвайного хозяйства как можно менее неудобным для жителей города Саратова. Но сможет ли власть справиться с данной задачей?

Множественные проекты строительства инфраструктурных городских объектов не увенчались успехами. Пресловутая реконструкция Набережной Космонавтов вызывает много вопросов, проспект им. Столыпина (ранее им. Кирова) после проведенной реконструкции не радует глаз горожан, как и огорчает амбициозно построенный новый пляж своим качеством. До сих пор невозможно понять, что это? Неудачный солярий или реально недоделанный и неуместный городской пляж.

Вот и с презентацией проекта городского электрического транспорта для Саратова, кроме амбициозной стоимости самого проекта в 17,3 млрд рублей, невозможно понять, как поэтапно он будет выполняться. У членов палаты возникла масса вопросов, которые априори должны были быть учтены проектными решениями и доведены докладчиками. Это и безопасность производимых работ, и доступность для инвалидов, и сроки реализации проекта и его этапов, и вопросы организации и безопасности дорожного движения как во время строительства, так и после введения объекта в эксплуатацию. Кроме общих заявлений об амбициозности проекта в итоге докладчиками не удалось довести до слушателей какой-либо конкретной информации. Оказалось больше вопросов, чем ответов.

Общественники, как всегда, высказали свою поддержку в реализации проекта и договорились с представителями органов власти о совместной деятельности в сфере общественного мониторинга и контроля.

Однако, по существу хотелось бы спросить, а зачем надо было проводить обсуждение проекта с общественниками, если проектные решения выполняются специалистами в этой сфере, а само строительство будет производиться специализированными организациями? Взятое за основу кивание на общественное одобрение и контроль не гарантия успеха в реализации проекта, т.к. общественники не являются специалистами в сфере строительства объектов электротранспорта. Очевидно, что освоение 17, 3 млрд. рублей за два календарных года это очень серьезные объемы работ, требующее больших трудовых, материальных и производственных ресурсов, а также контроля их использования профессионалами. Ведь предстоит освоение почти по одному миллиарду рублей в месяц! Есть необходимые ресурсы у привлекаемых организаций?

Всего в Программе комплексного решения проблемы городского транспорта в регионах России примет участие 10 городов. Получается, что нам будет с чем сравнивать реализацию саратовского проекта. Мною не случайно упомянуты все ответственные лица за его качество, с которых впоследствии можно будет спросить. Лично я опасаюсь, как бы в очередной раз не случилось по - саратовски - деньги, деньги и общественный антураж.

P.S. Города, участвующие в программе реализации проектов с использованием электротранспорта (260 млрд):  Ростов – на – Дону (62 млрд), Нижний Новгород (51,5 млрд), Краснодар (28,4 млрд), Ярославль (19,7 млрд), Курск (12,9 млрд), Саратов (17,3 млрд), Пермь (16,3 млрд), Липецк (14,5 млрд), Волгоград (12 млрд).

Наталья Караман

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов