Наталья Караман

Быстро скинулись – в бюджете денег нет
15.05.2023 - 15:53

В пятницу, 12 мая, состоялось расширенное заседание Общественной палаты Саратовской области. В рамках заседания обсуждалась темазастройки микрорайонов крупных городов области без необходимых поликлиник, школ, детских садов и прочей социальной инфраструктуры.Строящиеся сегодня многоквартирные дома представляют своего рода микрорайоны, которые должны обеспечиваться необходимыми для жизни социальными объектами, а также другими неотъемлемыми составляющими комфортной городской среды – парковочными местами, зелеными зонами, спортивными и детскими площадками. Так за чей же счет должны создаваться такие объекты?

В заседании приняли участие заместитель Председателя Правительства Саратовской области Павел Мигачёв, министр внутренней политики и общественных отношений Саратовской области Наталья Трошина, министр информации и массовых коммуникаций Саратовской области Александр Колоколов, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Сергей Соколов, заместитель прокурора Саратовской области, старший советник юстиции Дмитрий Симанович, представители администраций муниципального образования "Город Саратов", Энгельсского и Балаковского муниципальных районов, представители ряда общественных советов районов города Саратова и муниципальных районов области.

Павел Мигачёв сообщил, что Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин неоднократно указывал на необходимость обеспечения социальной инфраструктурой строящихся микрорайонов. В связи с этим Губернатором области Романом Викторовичем Бусаргиным было дано поручение по проведению анализа ситуации с уже выданными разрешениями на строительство и не допустить ввода жилья без социальной инфраструктуры, а также исправить существующую ситуацию. В целях исключения ситуаций прежних лет в регионе принят Закон, в соответствии с которым отдельные полномочия в сфере градостроительства муниципального образования "Город Саратов", Энгельсского и Балаковского муниципальных районов переданы на уровень области. Требования об обеспеченности объектами социальной инфраструктуры установлены местными и региональными нормативами градостроительного проектирования.

В настоящее время на территориях муниципального образования "Город Саратов", Балаковского и Энгельсского муниципальных районов ведется строительство 117 многоквартирных домов, все разрешения на строительство которыхвыданы старым порядком.

Из проведенного анализа обеспеченности указанного строительства объектами социальной инфраструктуры установлено, что только 18 объектов полностью обеспечены таковой. И это оказался город Балаково. Остальные строящиеся многоквартирные дома Саратова и Энгельса необеспеченны социальными объектами.

В качестве решений сложившейся ситуации Павел Мигачев предложил создание рабочей группы, на которой необходимо рассмотреть каждое разрешение на строительство и сформировать комиссионное решение по каждому такому разрешению. Однако, остается не понятной юридическая сила таких решений. Процедуры приостановления разрешений на строительство действующим законодательством не предусмотрено.

В качестве меры, исключающей подобные ситуации впредь, предложено применение механизма комплексного развития территорий, при реализации которого рассматривается вопрос обязания застройщика в строительстве необходимых школ, детских садов, поликлиник.

У меня возник невольный вопрос, а за чей счет тот самый обязанный застройщик будет возводить объекты? На что Мигачев ответил, что застройщик будет строить их за счет своей прибыли (маржи). Но тогда получается, что ту самую прибыль застройщик получит из стоимости одного квадратного метра жилищного строительства. В связи с чем, я заявила, что в таком случае, граждане, участники долевого строительства каждой квартиры, фактически будут соинвесторами каждого такого социального объекта. Павел Мигачев не согласился с моей позицией, убедив, что маржа застройщика это его средства, и они просчитали, что она достаточно высока. Но, как можно власти распоряжаться прибылью хозяйствующего субъекта и как её можно учесть, т.е.  разграничить при застройке жилищных объектов, которые будут строиться за счет средств дольщиков?

Получается, что власть опосредованно через обязание застройщика строить инфраструктуру за его счет, возлагает нагрузку на граждан, которые при таком механизме будет невольными и фактическими соинвесторами социальных объектов.

Если обратиться к действующему законодательству, то согласно Конституции Российской Федерации, наше государство является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Сущность социального государства не только в выполнении социальных функций, но и признании их выполнения своей обязанностью. В связи с чем создание всей инфраструктуры является политикой и обязанностью социального государства.

В настоящее время лишь для территорий, в отношении которых публичной властью принято решение о комплексном развитии, предусмотрена возможность инвестором, подчеркиваю  по личной инициативе, создавать объекты социальной инфраструктуры с обязательствами её безвозмездной передачи в публичную собственность. При этом констатирую, что возможность стимулирования частных лиц к созданию инфраструктуры за счет собственных средств через институты выдачи разрешений на строительство крайне ограничена. Инструменты градостроительного законодательства не позволяют понуждать застройщика строить инфраструктуру за свой счет. Совершенно очевидно, что создание нового жилья недопустимо без строительства сопутствующих инфраструктурных объектов, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения. В свою очередь, градостроительная деятельность, это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществление которой производится в соответствии с утвержденными генеральными планами, являющимися основным документом территориального развития.

Механизма создания инфраструктуры за счет собственных средств застройщиков через градостроительное регулирование действующим законодательством не предусмотрено. Все попытки действующей власти на местах реализовать обратное должны пресекаться прокуратурой. Всем уполномоченным лицам было необходимо синхронизировать строительство жилых домов со строительством объектов социальной сферы, включая при этом все возможные механизмы привлечения для этого средств со всех соответствующих бюджетов. Однако, видимо, проще взвалить ответственность за отсутствие социальных объектов на застройщиков, которые её обязательно перевалят на граждан.

Существующее на федеральном уровне градостроительное регулирование не позволяет обеспечить эффективное привлечение средств частных лиц в создание инфраструктуры, оно также не обеспечивает должным образом регламентацию этапности развития территории, что уже приводит к возникновению ситуаций, при которых создание объектов жилой застройки опережает создание объектов инфраструктуры.Что и произошло в Саратовской области.

В связи с чем мною в адрес областной прокуратуры заявлены обращения по вопросу проведения проверки законности ранее выданных разрешений на строительство и их соответствияутвержденным генеральным планам, их приостановлениям; соответствия действующему законодательству принятых градостроительных нормативов Саратовской  облдумой, где прописаны нормативы по машиноместам и расстоянию до социальных объектов и иных нормативных актов, обязывающих застройщиков возведение социальной инфраструктуры за свой счет.

P.S. Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин вступил в должность 16 сентября 2022 года. На обеспечение деятельности саратовского губернатора в прошлом году потрачено 10,918 млн рублей. В 2021 расходы составляли 7,406 млн, а в 2020 – всего 4,582 млн рублей (данные областного минфина).

Расходы на содержание председателя Саратовской областной думы Михаила Исаева за два года увеличились в три раза.

В 2020 они составляли 3,524 млн, в 2021 – 4,824 млн, а в прошлом году выросли до 10,824 млн рублей, почти сравнявшись с расходами на главу региона.

Обеспечение функционирования главы Саратова в прошлом году обошлось в 9,803 млн рублей.

На деятельность депутатов Саратовской областной думы в прошлом году бюджет потратил 39,058 млн рублей (годом ранее — 23,901 млн).

Поразительно, что финансовые средства на данные статьи расходов всегда находятся, а вот на строительство инфраструктуры для населения всегда нет.

Наталья Караман

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов