Наталья Караман

Южный обход Саратова сопоставим с затратами на строительство Крымского моста? Или дороже?
24.05.2023 - 09:53

На сайте Министерства строительства и ЖКХ по Саратовской области размещена информация о проведении с 17 мая по 2 июня общественных обсуждений проекта (Южный обход Саратова) в здании министерства. Заметьте, не публичных слушаний, а обсуждений.

В пояснительной записке указаны сведения о проектируемом объекте из трех вариантов со стоимостью строительства 181, 134,9 и 151 млрд рублей,  Как самый экономичный за основу взят вариант № 2 (134,9 млрд рублей), согласно которого будет строиться автомобильная дорога категории IБ, протяженностью трассы 45,762 км, с 4-х полосным дорожным движением, с расчетной скоростью движения 120 км/час, с расчетной нагрузкой 115 кН на земляное полотно и дорожную одежду (не корректный показатель), с шириной каждой полосы движения 3,75 метра, капитальным типом дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием, с 3-мя транспортными развязками, с устройством 8 мостовых сооружений, в том числе путепроводов. Об использованных материалах в проекте не сказано ни слова.

Протяженность мостового перехода через р. Волга составит 11,8 км. Общая стоимость строительства указана порядка 134,900 млрд. рублей. Таким образом появится дорожный объект с мостовым переходом общей протяженностью 56,762 км, с удельным показателем стоимости 2, 376 млрд. рублей за один километр стройки (134,900 млрд руб. : 56,762 км). Много это или мало? Дорого или дешево?

К слову сказать, строительство 1 км автотрассы с такими же характеристиками и развязками на МКАДе стоит порядка 140 млн. рублей. Если протяженность автомагистрали Южного обхода составляет 45,762 км, то по московским меркам её стоимость должна быть равна 6,407 млрд. рублей.

Остается загадкой, как проектировщики пришли к стоимости строительства в 134,900 млрд. рублей? Вариант № 2 включает в себя кроме создания самого объекта снос дачных участков в количестве 90 шт.; автозаправочной станции – 1 шт.; переустройство 2-х нефтепроводов; устройство сельскохозяйственных проездов – 2 шт. и мостовых сооружений – 2 шт. Примечательно, что стоимость сноса и переустройства данных объектов не указана от слова совсем, за исключением устройства 2-х сельскохозяйственных проездов и 2-х мостовых сооружений с обозначенной их стоимостью в 0,84 млрд. рублей. Так как же тогда сопоставить правильность рассчитанных затрат на строительство? Стоимость проектных работ также не указана. Хотя в СМИ упоминается сумма на их проведение порядка 1,7 млрд. рублей.

Само название проекта обозначено как "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-298… и далее по тексту наименования", но где же в таком случае показатели длины участка реконструкции той самой дороги А – 298?

В пояснительной записке не указаны технико-экономические показатели (ТЭП), согласно которых можно дать оценку степени эффективности проекта. Не указана продолжительность его строительства, численность работающих, включая административно-управленческий персонал, рабочий персонал, инженерно-технических работников (ИТР). Не указаны сравнительные варианты дорожной одежды из укрепленных грунтов (как максимально оптимизированные варианты устройства основания дороги). Получается, что недостаточно информации об условиях реализации проекта. В связи с чем возникает неопределенность условий его осуществления, что явно будет оказывать влияние на его бюджетную эффективность.

На фоне начала реализации проекта Южного обхода хочется напомнить о стоимости строительства Крымского моста, состоящего из 2-х параллельных мостов – автодорожного и железнодорожного, общей протяженностью в 19 км, стоимость которых составила 227,92 млрд рублей. На момент ввода в эксплуатацию (декабрь 2019 г.) это составляло 3,55 $ млрд и стоимость одного километра составила 0,187 $ млрд в пересчете на сегодняшний курс рубля в 80 рублей это будет 15 млрд рублей за 1 километр 2-х мостов.

Конечно, сооружение мостового перехода Южного обхода длиной в 11,8 км, не будет аналогом Крымского моста. Это совсем иное техническое сооружение, более простой степени сложности. Однако стоимость одного километра мостового перехода Южного обхода при таком проектном обосновании может составить 10, 3 млрд рублей, что дороже стоимости 1-ого километра Крымского моста.

Согласно доведенных до населения Саратовской области показателей попытаюсь оценить эффективность запланированных затрат бюджета и выполнить предварительный расчет.

Всего стоимость строительства (по варианту № 2) определена 134,900 млрд рублей. Вычитаем из нее стоимость автомагистрали (45,762 км) в 6,407 млрд рублей (по московским меркам), минус проектные работы 1,7 млрд. рублей, минус 0,84 млрд рублей стоимость устройства 2-х сельскохозяйственных проездов и 2-х мостовых сооружений, минус 1, 68 млрд рублей за переустройство 2-х нефтепроводов, минус 0, 2 млрд рублей компенсации за 90 шт. дач, 1 АЗС, части изъятых земельных участков (сельхозугодья), и 2, 48 млрд рублей прочие неучтенные расходы (2%). Итого на строительство 11,8 км мостового перехода остается 121, 593 млрд рублей, что как указано выше, составляет 10,3 млрд рублей стоимости 1-ого км мостового перехода Южного обхода, что значительно дороже стоимости 1-ого километра Крымского моста, состоящего из автомобильных и железнодорожных полос.

Из вышеизложенных кратких расчетов явно следует, что вся надежда заказчика проекта направлена на получение максимальной сметы стоимости строительства, завуалированной для наглядности еще более дорогими вариантами решений и на экспертное учреждение, которое выдаст нужное заключение – "проектная документация соответствует предъявляемым требованиям". Получается как всегда, к предлагаемому обоснованию проекта больше вопросов, чем ответов.

P.S. Обсуждение это заочный формат, который предполагает направление своего мнения посредством информационно-коммуникационной сети Интернет. В то время как публичные слушания предполагают непосредственное присутствие лиц, желающих принять участие в обсуждении, в определенном месте, в определенное время и представляет собой форму очного участия населения.

Видимо, именно формой слушаний хотят исключить варианты дискуссионного обсуждения проекта с населением.

Наталья Караман

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов