Наталья Караман

Кому вершки, а кому корешки
16.11.2023 - 13:52

Правительство РФ в очередной раз утвердило индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2024-2028 годы, средний индекс которых со второго полугодия 2024 года будет варьироваться в зависимости от региона. Саратовская область сможет увеличить его на 9,2%. Ранее это увеличение составляло 4,1%, т.е. не выше уровня инфляции, обещанного правительством РФ.

При создании рыночной экономики население заверяли, что рыночные механизмы будут инструментом влияния на формирование стоимости услуг и товаров. Однако, приватизация  объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем привела лишь только к монополизации всей системы ЖКХ, в которой рыночные механизмы на снижение стоимости услуг и стоимости товаров никак почему-то не работают. Приватизация данных объектов допускалась при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции, модернизации, и обязательствами по эксплуатации. Но в полной ли мере выполняются заявленные обязательства? Видим ли мы, потребители, модернизацию систем тепло-электроснабжения, водоснабжения и канализации в той мере, в какой нам постоянно предлагают увеличение стоимости данных услуг?

Утром читаешь как сводки чрезвычайных ситуаций: то нет воды, то света, то тепла. Разве можно в таком случае считать получение услуги надлежащего качества? При этом за причиненные неудобства гражданам не производятся перерасчеты. Если нет подачи тепла или горячей воды, то включается электро-водонагреватель, если нет подачи холодного водоснабжения, то гражданами покупается бутилированная вода, и т. д., и т. п. Каждый раз, претерпевая неудобства в отсутствии любого ресурса, потребителям приходится искать альтернативу, но за свой счет.

Более того, увеличивая индексацию тарифов ЖКХ, государством предусматриваются и различные системные меры поддержки граждан. Но ведь принимаемые меры приводят и к увеличению издержек на их администрирование. И, порой, сложно определить, что дешевле.

Не получая качественной услуги, население перестает производить за них оплату. Доля неплательщиков увеличивается. Круг замыкается.

Выстроенная система государственного регулирования тарифов не позволяет обеспечивать защиту интересов потребителей от их необоснованного роста. Проконтролировать гражданам их обоснованность не представляется возможным. Созданная система адресной поддержки, при которой расходы на ЖКХ не могут превышать 22% от доходов семьи, сложна в реализации. Есть много факторов. Например, регистрация гражданина по месту жительства, а фактическое его проживание и работа в другом регионе.  Методики расчета доходов семьи не отражают фактического её положения. Какая-нибудь 1/12 доля в праве на имущество делает тебя "богатым" на несколько десятков рублей и ты уже теряешь право на получение субсидии.

Заверения Федеральной антимонопольной службы, что она может проконтролировать установленные органами субъектов РФ величины тарифов на соблюдение утвержденных региональных индексов платы граждан, очень спорны. Будут ли территориальные органы ведомства в должной мере осуществлять возложенный контроль по проверке их обоснованности?

В свою очередь топ-менеджеры ресурсоснабжающих организаций не отказываются ни от дивидендов, ни от высоких заработных плат и премиальных вознаграждений.

Получается, что надо принимать решение либо о расприватизации всех активов, либо монополистам умерить свои аппетиты.

Наталья Караман

Поиск

Главный редактор ИА "Взгляд-инфо" — Николай Лыков
Разработка и поддержка - Вячеслав Павлов